Пятница , 9 Декабрь 2016
Рекомендуем
Главная » В Оренбуржье » Александр Филиппов: «Для объединения пришлось… размежеваться»
Александр Филиппов: «Для объединения пришлось… размежеваться»

Александр Филиппов: «Для объединения пришлось… размежеваться»

В мае в культурном сообществе Оренбуржья произошло знаменательное событие. Два региональных отделения Союза писателей России и Союза российских писателей подписали специальное соглашение о создании Ассоциации писателей Оренбуржья «Содружество».

В соглашении, в частности, говорится, что Ассоциация создаётся для литературного, творческого и общекультурного сотрудничества всех литераторов области.

От региональной общественной писательской организации Союза писателей России соглашение подписали Наталья Кожевникова и Пётр Краснов, а от регионального отделения Союза российских писателей Виталий Молчанов и Вячеслав Моисеев.

Процесс, который начала ещё два года назад группа энтузиастов из обоих творческих союзов, завершён.

Сегодня подобные объединительные процессы, насколько мне известно, идут и в других регионах России. И это закономерно, ибо настоящим писателям делить нечего. «Единомыслия» в наших рядах нет и по определению быть не может. А вот уважительное отношение к чужому творчеству, даже если оно в чём-то не соответствует твоим личным вкусам, должно присутствовать обязательно. Свою гражданскую позицию мы имеем возможность проявлять в художественных произведениях – стихах, прозе, публицистике. У каждого пишущего есть своя ниша в литературе. А о качестве написанного пусть судят читатели, литературные критики.

Правда, для того, чтобы объединиться, писателям сперва пришлось размежеваться. В феврале 2016 года была создана «Оренбургская региональная общественная писательская организация». В состав этой организации членов Союза писателей России вошли такие известные прозаики и поэты Оренбуржья, как Пётр Краснов, Наталья Кожевникова, Диана Кан, Павел Рыков, Валерий Кузнецов и другие, включая и скромного автора этих строк.

Необходимость создания новой писательской организации была вызвана изоляционистской политикой руководства областной общественной писательской организации.

Оно категорически отказалось участвовать в каких-либо объединительных процессах на литературном пространстве Оренбуржья. И это понятно. Им-то никакие «объединительные» процессы не нужны, они считают себя самодостаточными, ибо только «верховодство» в писательской организации позволяет творчески малоспособным людям хоть как-то обозначить своё присутствие в литературном пространстве.

Позволю себе обратиться к предыстории состоявшегося раскола.

Два года назад вместо всеми уважаемого, имеющего несомненные литературные заслуги, талантливого писателя-патриота Петра Николаевича Краснова председателем Оренбургской областной общественной писательской организации с минимальным перевесом числа поданных «за» голосов был избран Михаил Кильдяшов.

Ни ослепительным талантом, ни массовым интересом читательской аудитории произведения Михаила Александровича пока не отмечены. Зато его кандидатуру всячески продвигал руководитель областного литературного объединения им. Владимира Даля Геннадий Фёдорович Хомутов, не брезгуя порой никакими средствами. Михаил Кильдяшов, как молодой человек, не имеющий достаточного литературного и житейского опыта, не написавший ещё ничего сколько-нибудь значительного, попал под безусловное влияние этого человека.

На личности члена Союза писателей России Г.Ф. Хомутова придётся остановиться подробнее. Геннадий Фёдорович, написав в молодости несколько удачных стихотворений, давно порвал с творчеством. По крайней мере, за последние сорок лет из-под его пера не вышло ни одной новой поэтической, прозаической, публицистической строчки. В его книжки, регулярно издаваемые все эти годы, входят два-три десятка одних и тех же, написанных в далёкой юности, стихов.

Кроме того, долгие годы он выступает бессменным составителем разного рода коллективных сборников оренбургских поэтов и прозаиков, издающихся на средства областного министерства культуры. С получением немалых «составительских» за труды, соответственно. При этом единолично решая, произведения каких писателей и в каком объёме следует включать в эти сборники, сообразуясь только со своими представлениями и литературными вкусами, не обращая внимания на такие «мелочи», как авторские права.

Литературная группировка, которую сплотил вокруг себя Хомутов, стала всё более напоминать некое обособленное сообщество с непререкаемым учителем – «гуру» во главе и с беспрекословно разделяющими его суждения адептами. Те писатели, кто хоть немного выбиваются из этого ряда и смеют иметь свои суждения, в чём-то не согласны с Геннадием Фёдоровичем, отторгаются – беспощадно и яростно. Прискорбно, что само литературное творчество при этом оказывается на заднем плане, произведения руководством организации оцениваются не в соответствии с художественными достоинствами, а по признакам: «свой – чужой».

Честно говоря, забавно было слышать прозвучавший из уст Кильдяшова в одной из региональных телепрограмм ответ на вопрос: возможно ли объединение в какой-то форме в Оренбуржье двух существующих творческих союзов писателей?

«Нет, – важно заявил молодой человек, – мы же почвенники…».

Достаточно почитать их биографии, чтобы увидеть: «великие почвенники» всю сознательную жизнь провели на городском асфальте, в литературных тусовках. Никто из них землю отродясь не пахал, в селе не учительствовал, а «молодая поросль», насколько мне известно, называя себя «настоящими патриотами», даже в армии не служила.

И это стремление к обособлению связано, на мой взгляд, не столько с какими-то незыблемыми принципами, сколько со стремлением «рулить» всей оренбургской литературой. При этом оставаться у бюджетной «кормушки», раздавать премии, издавать книги тех, кто демонстрирует верноподданнические чувства к «учителю».

Вскрылись и случаи нарушений ими Положения о Всероссийском конкурсе «Капитанская дочка» во второй номинации среди молодёжи, когда на него подавалось неизвестно откуда взявшееся большое количество работ, дабы потребовать для оплаты рецензий очередную крупную сумму средств.

Сегодня для литературного творчества в Оренбуржье созданы сравнительно комфортные условия. Уже четверть века функционирует областной Дом литераторов имени С.Т. Аксакова, издаётся признанный одним из лучших в России литературно-художественный и общественно-политический альманах «Гостиный Двор», с недавних пор и детское приложение к нему – «Гостиный Дворик».

Заметим, что сотрудничество с главным достоянием писательской общественности Оренбуржья – областным Домом литераторов и альманахом «Гостиный двор» – нашими «почвенниками» полностью игнорируется. «Гостиный двор» давно впал в немилость у «группировки Хомутова», потому что его главный редактор Наталья Кожевникова при составлении номеров отказалась в своё время следовать «настойчивым рекомендациям» Г.Ф. Хомутова, чьи произведения и в каком объёме ей следует публиковать. А директор Дома литераторов, поэт Виталий Молчанов, стал объектом яростных нападок, жалоб во все инстанции, публикации литературных пасквилей за то, что потребовал от состоявших в штате этого государственного учреждения Хомутова и Кильдяшова выполнять свои должностные обязанности. И для начала хотя бы появляться ежедневно на рабочем месте.

В итоге деятельность членов правления под руководством Кильдяшова М.А. сегодня состоит из непрерывного написания кляузных писем во все возможные инстанции вплоть до В.В. Путина, с требованием выделения им бюджетных средств и наказания неугодных, – и даже, представьте себе, подачи судебных исков на директора Дома литераторов и редактора альманаха «Гостиный Двор» из-за поставленной, якобы, не там запятой и буквы «ё» при публикации стихотворения… Кстати, нападки на Виталия Молчанова по поводу недавно состоявшегося увольнения бессменного «гуру» совершенно безосновательны. Его должность рецензента была сокращена из-за изменения министерством культуры и внешних связей области госзадания – с рецензионной деятельности на издательскую. Руководить литературным объединением (в котором с грехом пополам насчитывается 5-6 человек) он может по-прежнему, в рамках областной общественной писательской организации. Тем не менее, письма от членов литобъединения и детской группы «Расцветающий сад» при городском центре детского творчества, где он также работает, с требованием сохранить Г.Ф. Хомутова на прежнем месте, идут потоком во все инстанции. Проверял ли кто их подлинность и объективность?

Оставшейся за бортом объединительных процессов литературной группировкой предпринимаются попытки дискредитации недавно созданной Оренбургской региональной общественной писательской организации Союза писателей России. В полемическом задоре наши оппоненты на сайте газеты «Росписатель» даже назвали эту организацию «муляжом». Хорош «муляж», в который вошли лучшие, самые известные писатели Оренбуржья!

А между тем настоящая литературная жизнь Оренбуржья идёт своим чередом. Ведётся большая общекультурная работа в сотрудничестве с Союзом писателей России, Правительством Оренбургской области, областным Домом литераторов. Выходят новые издания книг талантливых оренбургских авторов, проводятся творческие конференции, форумы, фестивали, семинары, вечера, поездки в самые отдалённые районы Оренбуржья для встреч с читателями, активно работает новое литературное объединение им. С.Т. Аксакова, возглавляемое Дианой Кан. Обо всём этом можно прочитать на сайтах альманаха «Гостиный Двор» и областного Дома литераторов.

И можно только сожалеть, что одна из областных писательских организаций из-за неконструктивной позиции своего руководства оказалась на обочине проходящих в Оренбуржье литературных процессов.

Александр Филиппов, член Союза питателей России

Источник: сайт газеты «День литературы»
http://denlit.ru/index.php?view=articles&articles_id=1754

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>