Именно так можно было бы назвать очередную встречу у камина, состоявшуюся 10 февраля в областном Доме литераторов имени С.Т. Аксакова. Дело в том, что встречались литераторы, студенты фотографы города с известным оренбургским фотомастером, преподавателем творческого курса «Техника и искусство фотографии» в колледже сервиса Владимировым Соколовым. По мнению Владимира Борисовича, особенность жанра репортажной фотографии заключается в том, что фотограф должен сам определить, какой миг наиболее полно, ярко и точно, наиболее выразительно раскроет событие. Это подлинность снимка в чистом виде, здесь недопустимы никакие компьютерные технологии…
А родился Владимир на русском Севере, в Вологодской области, детство и юность провел в Череповце, городе металлургов. Первый в жизни фотоаппарат, простенькую «Смену» купил ему отец, на другие, более совершенные камеры подросток зарабатывал сам. «Минолта», подаренная книгоиздателем Александром Стручковым, показалась ему тогда чудом техники. Кстати, на встрече, рассказывая о своем вхождении в мир фотоискусства, Соколов упомянул о том, что эта «Минолта», первая в мире автофокусная электронная камера, до сих пор ему служит… Главной своей школой фотографии он считает детский фотокружок при местном ЖЭКе, который вёл простой токарь с Череповецкого металлургического завода Владимир Васильевич Обухов. У этого человека был, по словам Владимира, божий дар работы с детьми, когда он открывал их таланты, заражал жаждой творчества. Конечно, это было другое время, другая страна… Сейчас, в кризис, как говорится, не до творчества, но Соколов упорно продолжает дело своего учителя, занимаясь со студентами, вывозя их на съёмки в прекрасные заповедные уголки Оренбуржья, устраивая выставки.
Детский фотокружок дал ему профессиональную подготовку и Владимир без труда выдержал конкурс (12 человек на место) на отделение фотожурналистики МГУ. За годы учёбы в престижном столичном вузе объездил с камерой едва ли не всю страну. В Оренбург приехал уже опытным мастером, долгие годы работал в областной газете «Южный Урал» фотокорреспондентом, встречался со многими политиками, известными деятелями искусства, военными, людьми самых разных профессий. Наталья Кожевникова, главный редактор альманаха «Гостиный Двор» и ведущая встречи рассказала о совместном их труде в газете «Южный Урал» (где она была заведующим отделом, затем заместителем главного редактора), представила выставку газеты с фоторепортажами Соколова об острых социальных проблемах региона, особенно экологических.
— Мусорные свалки, выбросы газа и нефти, браконьеры, судьба уникального массива «Бузулукский бор», реки Урал — всё было «нашим», с Володей мы побывали почти во всех районах области, после наших выступлений власти не раз принимали решения по поводу поднятых нами вопросов. Соколов – член Союза журналистов России, шестикратный лауреат губернаторской премии за лучший фоторепортаж, трёхкратный лауреат Международной выставки «Социальный репортаж» (Москва). Наша работа продолжилась с ним, когда я стала главным редактором альманаха «Гостиный Двор». Он автор обложек альманаха, член общественного редакционного Совета нашего издания, иногда его интересные статьи о фотоискусстве, творчестве молодых фотохудожников появляются в альманахе.
За годы работы в Оренбурге у Соколова сложились целые темы и циклы работ, составился огромный фотоархив. Это и «важные персоны», и обычные люди в современном социуме, лица которых не просто выхвачены им из жизни, но являются уже художественными образами предметного мира. Присутствующие на встрече удивлялись, восхищались, печалились и негодовали при демонстрации на экране его работ, настолько они затрагивали чувства. Были показаны и работы учеников Соколова из разных проектов, таких как «Гоголевские типы современной России», «Очарованный странник», «Райские птицы русской мифологии» и др. Участники встречи долго не расходились и за чаем родилась идея создания в Доме литераторов клуба профессиональных фотомастеров…
Юлия Стрельникова