Скоро у Оренбургского областного литобъединения им.С.Т.Аксакова появится филиал в городе Кувандык.
С этой инициативой вышли на Оренбургский Дом литераторов, на базе которого работает Областное лито им.С.Т.Аксакова литераторы Кувандыка. После состоявшегося 25 ноября выездного мастер-класса, который мы провели с поэтом Вадимом Бакулиным, поэты и прозаики Кувандыка, Медногорска и Кувандыкского района, видимо, поняли, что обособленная-суверенизированная литературная жизнь – путь в никуда. И если литпроцесс ниоткуда не вытекает и никуда не впадает, то участь такого литпроцесса предрешена, как у реки – заиливание-заболачивание. Даже первый наш мастер-класс дал импульс местному литпроцессу, поскольку один из многолетних предводителей литераторов Кувандыка, который сам на встречу с нами почему-то не присутствовал, решил проявить активность, собрав пишущую братию и устроив встречу именно в том формате, в каком проводили её мы с Вадимом Бакулиным.
В этом «повторении-копировании» не вижу ничего плохого, ибо я проводила мастер-класс по давно уже отработанному алгоритму семинаров подобного формата, не я их придумала, они существовали и до меня. Когда сначала пишущая братия вправе познакомиться с творчеством того, кто собственно, является Мастером. А уже потом идёт обсуждение текстов по желанию. Причём, с упором на позитив в критике по принципу: если критикуешь, то либо подскажи, как сделать лучше, либо помолчи. Как говорится, лучший способ раскритиковать дело – сделать его лучше. Если этой чёткой установки нет, то семинар попросту выливается в попытки тех или иных пишущих товаришей самоутвердиться за счёт других. Нет, нет и ещё раз нет! Самоутверждаться пишущий человек должен только за счёт себя, за счёт собственных качественных текстов. По остальным организационным и прочим моментам возможны дискуссии и компримиссы, но этот абсолют не обсуждается.
Сколько на своём опыте я знаю «интеллектуалов», которые так уверенно учат писать других, подкрепляясь частенько для пущей важности мудрёной терминологией и при этом не давая себе труда, сказав, что у автора плохо, отметить, что у него хорошо и перспективно. И всё ничего, пока не дойдёт очередь читать нетленки пресловутых «обсуждантов». Мама родная! Читаешь и хочется смеяться и плакать, попутно спросив: «Как ты, такой ВУМНЫЙ, такую бездарность лабаешь? И ещё учишь других, как надо писать! Начни с себя, родной!». Поэтому всегда, когда я провожу мастер-класс впервые в какой-то аудитории, я начинаю с себя. Если пресловутый «мастер» сам никакой, то чему он может научить других? Но думаю, ничего нового в таком формате нет. Да и потом – формат от слова форма, а главное, о чём следует говорить на литературных семинарах – всё-таки содержание. Хотя понятно, что даже самое гениальное содержание ждёт незавидная участь, если оно доверится плохой или слабой форме.
Диана Кан