Семейная Атлантида
Великий Иоанн Златоуст многое знал о семье и семейном единомыслии, являющемся корнем всех благ. Цитатой из одного из его сочинений открывается новый номер «Гостиного Двора» этого года, Года семьи в России. Тему номера продолжает в журнале оренбургский поэт и литературовед Валерий Кузнецов. Его «Семейная Атлантида» – глубоко прочувствованные воспоминания о детстве в доме бабушки, пережившей и российский апокалипсис 1917 года, и тюрьму, и голод, когда приходилось просить милостыню. Берегли тогда будущего литератора, правоверного октябрёнка, пионера и комсомольца от ненужной и опасной родословной некогда большой купеческой семьи… Главной героиней рассказа Самигуллы Баймурзина тоже стала бабушка по имени Зарифа, у которой война увела навсегда из дома мужа и пятерых (!) сыновей – батыров. Шесть дубков посадила она в память о них возле своего дома. Маленький Юрка из повести писателя Юрия Мещанинова «Бела птица» не случайно замечает, что его «семья живёт дружнее зимой», работы в колхозе в это время меньше, мать вяжет, бабушка читает толстую книгу с молитвами, здесь он спокоен и счастлив, пока не пришло время неизбежных драм. Евгения Щербакова в своей рецензии на книгу Ю.Мещанинова, опубликованной тут же, сравнивает её с прозой И.С.Шмелёва, писателей-деревенщиков В.И.Белова и П.Н.Краснова.
В номере продолжается публикация романа Юрия Полуэктова «В логове коронавируса», читатель может познакомиться с повестью молодого оренбургского автора Никиты Ковалёва «Потерянные» о нелёгкой работе егеря в Алданском заповеднике Южной Якутии, голубоглазом волке, превратившемся в желанный трофей местных охотников.
Поэзия представлена в номере подборкой оренбургской поэтессы Дианы Кан «Високосная разлука». Редакция журнала поздравляет её с юбилеем и желает творческих успехов, вдохновенных трудов во славу Русского Слова. «Блиндажная свеча» – поэтическая подборка Павла Рыкова посвящена тем, кто сегодня сражается в украинской степи за нашу Победу. Поэтесса Полина Пороль знает, что «когда в каждом человеке видишь Бога», то снова начинаешь любить, петь, играть на свирели, Александра Свидерская в своих стихах размышляет, что значит быть смелым, Ирина Моргачёва горько замечает: «Между светом и тьмою, и сумой, и тюрьмою только маленький шаг… На краю у эпохи – огневые сполохи от внезапных атак». «За гранью вечной тишины» – подборка недавно ушедшей из жизни российской поэтессы Любови Бессоновой, монолог сильной, талантливой, недолюбленной женщины: «Мне скучно – знать. Мне сладко – целовать. Живое сердце – мёртвому отдать…»
Наиболее полный сборник москвича Юрия Белаша «Окопные стихи», подготовленный уже не им самим, а любящими его людьми, вышел в 1990 году. Небольшую подборку из него мы даём в нашем журнале. – Это стихи солдата, – пишет доктор филологических наук Владимир Мельник в послесловии к подборке, – сегодня его правдивые и, как многие считают, самые сильные в нашей поэзии стихи о войне…
В рубрике «Наша гостиная» мы представляем стихи Александра Нестругина из Воронежской области «Русский штык, ходивший до Берлина», Андрея Расторгуева из Екатеринбурга «Точка –У» взрывается, людей не разбирая…», Геннадия Ёмкина из Сарова «Божья дудочка» – заголовки подборок говорят сами за себя. А также повесть Юрия Мешерякова из Тамбова «Красные яблоки», рассказы Дмитрия Воронина из Калининградской области «Матушка Война» и Фирдаусы Хазиповой из Уфы «На берегу Непростой реки…», Вадима Кулакова из Орехово-Зуево «Попрыгунья», Анны Звёздкиной из Нижнего Новгорода «Лицо её отца».
Заметки нашего вдумчивого читателя – Татьяны Дегтярёвой «Новые реалии нашей жизни в свете СВО» (спасибо ей большое за определение нашего журнала как настоящего островка подлинной культуры, смысловой содержательности публикуемых в них работ, высокого патриотического потенциала), это не только обстоятельный обзор издания за последние годы, но и размышления о нереальности происходящего с нами, с нашей страной и вокруг неё. Автор заметок осознаёт, что «нужно было дожить трагической необходимости Специальной Военной Операции, до встающей перед глазами непрекращаюшейся череды горьких потерь, чтобы с оглушающей очевидностью осознать плоды нашего многолетнего предательского инфантилизма, всего того, что православие определяет как Божье попущение…»
Как правило, последние страницы и цветные вклейки в журнале, редакция предоставляет художникам, искусствоведам, в данном случае – заведующей Галереей «Оренбургский пуховый платок» областного музея изобразительных искусств, постоянному автору журнала Ирине Бушухиной. В своей статье «Платок как космос» она рассказывает о том, как было принято решение отправить знаменитую оренбургскую паутинку в космический полёт. В итоге родилась новаторская коллекция оренбургского дизайнера Анны Советовой, которую она и представляет на страницах «Гостиного Двора».