Суббота , 23 Январь 2021
Рекомендуем
Главная » В России » Он видит мир… или Особенности зрения поэта…
Он видит мир… или Особенности зрения поэта…

Он видит мир… или Особенности зрения поэта…

От начинающих (вне зависимости от возраста, ибо начинающим можно быть и в неюные лета) авторов часто можно слышать: «А я вижу так!». Как правило, своим типа-видением такие авторы выдают себе индульгенцию от постижения литературных навыков.

И мой опыт свидетельствует, что от такого автора позитивной творческой динамики ждать не приходится. Но вот об особенностях зрения-видения мне бы хотелось немного поговорить.
Чем отличается видение-зрение поэта от видения-зрения не-поэта? Тут всё ой как непросто. Вспомним гениальное наблюдение: «Он видел мир, как поэт, хотя не написал за свою жизнь ни одного стихотворения». То есть, есть люди, достаточно неплохо рифмующие, но при этом не-поэты. И есть просто читатели, которые не написав ни строчки, порой в творческом процессе общения писателя и читателя (а таким творческим процессом является чтение) порой бывают более талантливы, чем автор-писатель. Итак, сегодня мы не станем заморачиваться на особенности видения мира дальтониками, обывателями и проч. Поговорим о тех, о том, кто видит, мир как поэт. А в чём же специфика этого видение? Ну ясное дело:

Мастер просто говорит о сложном,
А подмастерье – сложно о простом.

Вот и обратимся к Мастеру! Для меня (ой, я неоригинальна, слава Богу!) таковым мастером номер один является Пушкин. Сегодня ехала в автобусе и напевала известное, ставшее романсом, пушкинское стихотворение. Любимое с детства и поныне. По мере моего взросления, оно растёт вместе со мной, и на каждом новом этапе жизни я его открываю совершенно по-новому. Кстати, найдите романс на эти стихи, он непременно есть. Великолепный романс. Но сейчас я приведу текст. Кстати, это пушкинское стихотворение потом найдёт продолжение в творчестве другого Александра Великого Русской Словесность – Блока (стихотворение «Поэты»). Но сейчас о Пушкине.

Я ехал к вам… Живые сны
За мной вились толпой игривой.
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.
Я ехал прочь, иные сны.
Душе влюблённой грустно было.
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.
Мечтанью вечному в тиши
Так предаёмся мы, поэты…
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души…
********

Ну, во-первых, как видим, тут Пушкин открыто признаётся в свое суеверности. Кстати, это качество поэта являет себя и во многих фактах его биографии (часто трагических). Оно оплачено жизнью и судьбой. Пушкинские поступки, которые люди несуеверные и типа-того логически мыслящие часто не могут понять умом, посредством логики, очень хорошо чувствуются сердцем. Тут тот случай, когда понять сложно, но можно почувствовать. Больше скажу: человек несуеверный ничего по-настоящему великого в литературе не создаст. Почитайте биографии великих писателей и вы изумитесь, насколько при их выдающихся логических мыслительных качествах эти люди тем не менее смогли не утратить в душе ту опцию интуиции, которая свидетельствует о подключении к некоему родовому древу, ноосфере (называйте, как угодно). Народная пословица об этом говорит так: «Не становись богат умом настолько, чтобы стать бедным душой». Собственно именно из этой сферы-ноосферы родом все гениальные прозрения человечества. И в том числе поэтические, ведь в высших своих проявлениях поэзия является вовсе не следствием литературного мастерства. Это мастерство лишь инструмент, позволяющий оформить само прозрение в достойную форму. Блок об этом сказал: «Сквозь жар души. Сквози хлад ума». Но заметьте, приоритетом Блок поставил – жар души, и только потом сказал про хлад ума. Классики ничего просто так не говорили!
Итак, в пушкинском гениально простом (Мастер говорил, не подмастерье!) стихотворении есть одна маленькая деталь, всего одна, хоть и рефренированная. Но именно она, эта деталь-слово позволяет идентифицировать у автора поэтическое мировидение. Понятно, что Пушкин гений, это не обсуждается. Но в данном случае нам важнее активировать мыслительные наши способности, чтобы «хладом ума» лишний раз понять, почему Он гений. И почему мы вправе говорить о Пушкине, именно как о Творце с большой буквы, ассоциируя его с Тем, кто способен неживое делать живым. В чём истинный акт творения? Взял презренную глину, и из этого «сора», «не ведая стыда» посредством вдохновения (вдохнул в глину жизнь) сделал первого человека. Вот именно по этому умению делать неживое живым мы отличим поэта от не-поэта. Вопрос по стихотворению Пушкина – где это ключевое слово? Ответы в студию!

Автор: Диана Кан

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>