Среда , 13 Ноябрь 2019
Рекомендуем
Главная » В России » От Юрия Бондарева до Юрия Григорьева (АНОНС 9-ГО НОМЕРА ЖУРНАЛА «ГОСТИНЫЙ ДВОРЪ»)
От Юрия Бондарева до Юрия Григорьева (АНОНС 9-ГО НОМЕРА ЖУРНАЛА «ГОСТИНЫЙ ДВОРЪ»)

От Юрия Бондарева до Юрия Григорьева (АНОНС 9-ГО НОМЕРА ЖУРНАЛА «ГОСТИНЫЙ ДВОРЪ»)

Вышел  первый в этом году номер литературно-художественного и общественно-политического журнала «Гостиный Дворъ» . Анонсы номера – «Оренбургской губернии – 275», Гагарин и оренбуржцы»,  «Заповедная зона».

     Открывается номер блестящей цитатой Ф.И. Тютчева, поэта и дипломата, о русофобии: « Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающего всё более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей…Раньше они говорили нам, и они действительно так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т.д. и т.п., что именно бесспорным наличием в ней всего этого им и нравится Европа… А теперь что мы видим? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. Они никогда так сильно не ненавидели прежние установления, как ненавидят современное направление общественной мысли в России.»
И это написано в 1867 году! Не правда ли, что и сегодня, спустя почти 150 лет, мы часто встречаем таких «господ»?
В традиционной рубрике «Проза и поэзия» первый автор – выдающийся русский писатель Юрий Бондарев. Он из поколения фронтовых писателей, которое возглавил в своё время и провёл сквозь непростые послевоенные десятилетия и далее, до нынешних дней очередной Смуты. Редколлегия сердечно поздравляет писателя и земляка с достойным юбилеем – 95 –летием и желает здоровья и крепости духа. Его рассказ «Простите нас» посвящен именно тем людям военного и послевоенного поколения, к которым принадлежит и сам автор.
Собственно о тех же людях, вынесших на себе бремя войны и послевоенной разрухи, но не утративших в душе чувство прекрасного, пишет в своих заметках «По зёрнышку» писатель из Гая Сергей Фролов. Здесь и любовь, и спор сердца с разумом, и перекличка с Лермонтовым…
О судьбе своего отца, похожей на тысячу судеб людей, родившихся в начале ХХ века, человеке, не растерявшем жизненную силу в годы испытаний, написал Виктор Ренёв, которого уважало и любило всё культурное сообщество Оренбуржья, первый министр культуры области и, как оказалось, неплохой писатель. Жаль только, что первую книгу рассказов «Счастливое утро» он выпустил незадолго до своего ухода из жизни…
Молодой писатель и драматург Антон Горынин выступает в номере со свои рассказом «Правда». О том как опасно бывает игра в «правду» у образцово-показательной семьи Счастливцеых, получивших в качестве приза автомобиль, и рассказывает автор.
Три поэтических подборки – Натальи Кожевниковой, Дианы Кан и Сергея Ушакова, поэтов очень разных по стилю и тематике, надеюсь, привлекут внимание любителей лирики.
В «Стихах по кругу» как обычно выступает талантливая молодёжь ,не избалованная пока что публикациями. О чём пишут эти поэты, выбранные нашей строгой редколлегией?
Конечно же, о любви: «Все слова любви таю.. // Ты уходишь – я люблю» (Елизавета Курдикова); о фантомных болях: «Боли фантомные по незнакомому,//По неслучившемуся , по неразгаданному.// Как же найти тебя? « (Анна Терентьева); О счастье: « Я хочу накопить на счастье//И поэтому я продажен.// Я торгую с отчаянной страстью// Не талантом, не телом даже – временем…» (Сергей Макаров); о Лисьем Боге: «Ты мой белый лисёнок, я твой рыжий лисёнок,// Мы друг друга встречаем в виденьях и снах,//Лисы прячутся в чащах, мыши прячутся в норках,//Лисы прячутся в рыжих моих волосах…» (Александра Половинкина); о чуде: «По Окаванго вниз,желая чуда,// На остроносой лодке мокоро,// Где слышится печальный вздох верблюда,// Где страус потерял своё перо…» (Полина Пороль).
Новая рубрика «Последняя полоса»(хоть она и не последняя) придумана специально для поэта и пародиста Сергея Салдаева. Его остроумные пародии на современных поэтов слушатели всегда встречают смехом и аплодисментами.
Среди гостей номера – известный русский поэт и бард, »Король поэтов» из Санкт-Петербурга, наш давний друг Владимир Шемшученко: «Двадцатый век оттяпал полдуши // И треть страны, в которой я родился,» — пишет с горечью автор. «Дядька в Киеве верит, что воду в Днепре москали,// Отравили не корысти ради, а ради забавы…»
В его стихах можно найти и жалость к ненавидящему его, и старый Крым, «где синее, синее, синее из невозможных глубин море, и любовь, и ужас от возможной потери дочери: «В Петербурге у нас подорвали метро,// Рана!»
Редакция поздравляет своего автора, прозаика из Екатеринбурга Арсена Титова с присуждением ему литературной премии «Ясная Поляна» за трилогию «Тень Бехистунга», главы из которой напечатаны в номере. Революция и кнтрреволюция, белые и красные, сонмы невинных и порочных людей в мясорубке кровавых дней… Читателям «Гостиного Двора» обязательно захочется прочитать всю трилогию целиком, ведь там описываются события гражданской войны на Южном Урале.
Марину Гах из Подмосковья читатели журнала сначала узнали как автора воспоминаний о своём учителе – великом, не побоюсь этого слова, Юрии Кузнецове. А в этом номере Марина предстаёт замечательным поэтом, достойным своего наставника: «Мы остались как засадный полк.//Лишь молитва, воля и расчёт,//К нам судьба безжалостна строга,//Наша жизнь вне времени течёт,//Нам стоять и побороть врага…».
Зато поэт из Перми Игорь Тюленев, на этот раз в рубрике «Мир Юрия Кузнецова», делится своими заметками о своём Учителе и друге… Каким же в жизни, в быту был Поликарпыч, который один, а «остальные обман и подделка»?
В «Нашей гостиной» на сей раз снова поэт из Иваново Ян Бруштейн с оригинальными восьмистишиями. Одно их них хочется привести: «Я закопал свою судьбу/ /В российской вязкой глубине,//И даже вспомнить не могу,//Что в юности мечталось мне.// Язык здесь груб, и разум слеп,//Душа во сне, и в глотках пиво…//Но на полях неторопливо// Среди бурьяна зреет хлеб.»
Виктора Брюховецкого из Ленинградской области наши читатели полюбили за прекрасные стихи, раннее печатавшиеся в «Гостином Дворе»,а он взял и прислал прозу – щемящий рассказ о старике и сеттере «А потом пришло одиночество». Без слёз не прочитаешь…
Римма Лютая, поэт и прозаик из Воронежа (она и её муж Вячеслав Лютый – давние друзья нашего журнала), задаётся вечным вопросом: почему люди так глухи друг к другу? Её рассказ «Нунути» о бабушке Марусе и неожиданной её смерти.
Ирина Евса, украинская поэтесса из Харькова, в «Гостином Дворе» печатается впервые. Её стихи о жизни и из жизни – судьбы подружек, бомжей, уличной нищенки, которая «забыв про свой сколиоз,артрит,// По двору плывёт, точней говоря, парит,//(подбородок вздёрнут, плечи назад), срывая // С голубых кудряшек вязаную фигню,//Потому что может, ясно же и коню,//Не узнать её, как позавчера в трамвае…»
О не безынтересной призовой тройке первого сезона премии для молодых писателей «Лицей», вообще современной прозе начинающих авторов рассуждает в свой статье «Найти выход» молодой критик Яна Сафронова из Долгопрудного.
Журнал продолжает печатать статьи из рубрики «Незабытые имена». Валерий Кузнецов, оренбургский поэт и литературовед, пишет о своей неожиданной находке, связанной с именем поэта Павла Васильева, а Иван Коннов о А.И.Фатьянове, столетний юбилей которого отмечается в этом году. Уникальные снимки ,связанные с пребыванием поэта в годы войны в Оренбурге (Чкалове) наверняка привлекут внимание читателей и краеведов.
Новая рубрика в журнале – «Русский мир» открылась по просьбе авторов, живущих за пределами России, но связанными с нею литературным творчеством, родовой памятью, болью за порушенные ценности. И первый поэт, выступающий в ней – Константин Фролов из Крыма.
«Казачья линия» – очень своеобразная рубрика журнала, её материалы читаются всегда с большим интересом. Оренбургский край-то казачий…
Исследователь истории Уральского казачьего войска Николай Панов из Саратовской области собрал из разных источников и поделился с нашими читателями инцидентом, случившемся на так называемом Царском багренье на реке Урал. Казаки буквально изгнали наказного атамана из Саратова, позволившего сказать неосторожные слова в их адрес.
«Мы выросли!» – именно под таким заголовком журнал даёт стихи и прозу участников ежегодного Всероссийского семинара-совещания молодых писателей, проводимого осенью в Оренбурге-Бугуруслане-Аксаково. В 2018 году семинар прошёл в новом формате, к двум традиционным секциям прозы и поэзии добавились ещё две – публицистики и фантастики. Поиском «бриллиантов» в литературном творчестве и занимаются руководители семинара, как правило, известные российские писатели и поэты. В номере читатели могут познакомиться с победителями предварительного интернет-конкурса(они же были приглашены на семинар). Между прочим, заявки на него исчислялись сотнями. Ещё бы – главный приз лучшему автору – стипендия на издание дебютной книги. Поэт Михаил Червяков, прозаики Мария Дёмочкина, Ирина Родионова, Александра Шалашова – запомните их имена, возможно, в будущем они станут широко известны.
«Заповедная зона» рубрика журнала, где мы обычно помещаем материалы на «больные» темы – обмелении реки Урал, деградации степных ландшафтов, разрушительном воздействии добычи нефти в Бузулукском бору, уничтожении краснокнижных животных и птиц.
Но на этот раз в «Гостином Дворе» давний друг нашего издания, академик РАН, вице-президент Русского географического общества, научный руководитель Института степи Александр Чибилёв пишет о ликах степи в мировой литературе и приводит примеры лирических описаний степных ландшафтов в творчестве Н.Гоголя, Т .Шевченко, И.Бунина, С. Аксакова, Ш.Петифи, А.Кунанбаева, А.Кольцова и др. Учёный утверждает, что поиски прекрасного обязательно приводят нас к чему-то полезному.
«Сберечь, что осталось» – статья молодых сотрудников Института степи о международном форуме РГО в Оренбурге осенью 2018 года. Не случайно на обложке номера гарцует парочка жеребцов, потомков древней лошади Пржевальского из государственного природного заповедника «Оренбургский».
Кто поверит, что в этом году Юрию Гагарину исполнилось бы 85 лет? Для нас он остаётся молодым, красивым, со знаменитой «гагаринской» улыбкой и голубем в руках… Первый космонавт Земли жил, учился в оренбургской «лётке», женился на местной девушке, ходил в гости к ребятишкам из школы-интерната для слепых детей, что располагалась по соседству. Об этом рассказывает Людмила Верховых, заведующая научно-экспозиционным отделом Музея истории Оренбурга. Несмотря на то, что тему пребывания Юрия Гагарина в Оренбурге многие считают исчерпанной, на сегодняшний день открываются всё новые и новые факты.
О возведении в Оренбурге памятного знака в честь первого космонавта вспоминает непосредственный участник этого события, главный архитектор города в 1980-1990 годах Александр Агафонов.
В 2019 году столица степного Оренбуржья отмечает 275-летний юбилей. В журнале «Исторический вестник» за 1899 год нашлась интересная статья «Памятники И.И.Неплюеву», которую мы решили отсканировать и поместить под рубрикой «Документ без комментария». Это позволит краеведам и всем любознательным горожанам прочитать её, так сказать, в первозданном виде, увидеть рисунки описываемых объектов. Надо сказать, что первому губернатору и организатору Оренбургской окраины выпал счастливый жребий заслужить признательность последующих поколений…
Правда, без комментария не обошлось, но он, в основном, посвящён автору статьи – оренбургскому казаку, архивисту и литератору П.Л.Юдину.
В номере можно прочитать о поездке группы историков, библиотекарей, краеведов и художников по Бузулукскому району, своими впечатления о фестивале исторической поэзии «Словенское поле» делится поэт, директор областного Дома литераторов имени С.Т.Аксакова Виталий Молчанов, а Галина Матвиевская и Инна Зубова – об известном оренбургском преподавателе, архитекторе и краеведе В.В.Дорофееве, в память о котором недавно была открыта мемориальная доска на здании Оренбургского педагогического университета, где он работал.
Цветные вклейки и статья искусствоведа Лидии Медведевой посвящены заслуженному художнику РФ Юрию Григорьеву, приверженцу деревенских мотивов в художественном творчестве.
« Он не делал никакой идеализации своих персонажей, это эпические, монументальные образы, олицетворяющие героическую стойкость, величие русского национального характера, — пишет автор статьи и с этим можно согласиться, рассматривая картины художника.

Презентация нового номера состоится на следующей неделе.

Наталья Кожевникова

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>