Суббота , 20 Апрель 2024
Рекомендуем
Главная » В Оренбуржье » Породниться с Гостиным Двором (обзор Дианы Кан 51-го номера альманаха «Гостиный Двор»)
Породниться с Гостиным Двором (обзор Дианы Кан 51-го номера альманаха «Гостиный Двор»)

Породниться с Гостиным Двором (обзор Дианы Кан 51-го номера альманаха «Гостиный Двор»)

Традиционно обзор журнала призван выстроить по ранжиру представленных авторов и сориентировать читателя в приоритетах чтения. Однако сколько людей – столько мнений, и у меня на этот счёт своё мнение, которое никому не навязываю, но, как говорится, полностью разделяю. Уверена, что любую книгу, журнал, сборник надо открывать наугад и читать, ткнув пальцем в любую строку. Если книга, журнал, сборник состоялись, то открытая страница становится тем звеном, потянув за которое, автор книги или редакция издания, «вытягивает» на себя читателя. И заинтересовавшись, читатель идёт к началу начал. И читатель уже не может оторваться от чтения, пока полностью на «проглотит» издание хотя бы раз. А в идеале это издание станет для него если не настольным-постоянным, то таким, к которому хочется возвращаться снова и снова. Как с человеком. Есть люди, после первого же общения с которыми возникает стойкое нежелание дальнейшего общения. Есть такие, которые заинтересовав сразу, потом разочаровывают. А есть те, которые заинтересовав нас единожды, становятся нам просто необходимы. Думаю, всякий, кто единожды прочитал хотя бы один номер альманаха «Гостиный Двор», решат загоститься в нём надолго, если не навсегда.

Легко делать обзор в издании, где творческая взыскательность к публикуемым текстам приумножена грамотным структурированием. Структура любого журнала призвана выстроить тексты таким образом, чтобы они не конкурировали друг с другом, но взаимно друг друга усиливали. И в конечном счёте работали на издание в целом, ибо писательство – дело одинокое, но альманах – дело коллективное. Поскольку редакция взяла на себя немалый труд строго отобрать тексты, то на правах читателя приятно заняться чтением альманаха с любой страницы. Ведь чем уникально настоящее чтение? Тем, что оно лучшее учение. Было и остаётся! Порой читатель принимает это учение за развлечение и таким образом развлекается с пользой для души и для интеллекта.

Театр начинается с вешалки, а журнал с обложки. Удачные обложки для «Гостиного Двора» — не новость, а традиция. И 51-ый номер традиции не нарушает. С обложки 51-го номера на нас смотрит как бы растворившийся в просторах России Есенин, словно бы обращаясь к каждому из нас: «Вот я Есенин. А что ты сделал для России?». Собственно, на этот бессловесный вопрос Сергея Александровича и отвечают авторы альманаха – каждый в своей сфере.
Один писатель в Фейсбуке, когда я выложила обложку альманаха «Гостиный Двор», выразил недоумение таким купеческим, а не литературным названием альманаха. В этой связи невольно вспомнился реальный исторический случай, когда один из братьев Российского Императора настолько влюбился в некую красавицу купеческого сословия, что даже решил, несмотря на сословные предрассудки, жениться на ней. О его желании сообщили Императору и тот озадаченно прокомментировал: «Я состою в родстве со многими Дворами Европы, видимо, пришла пора породниться и с Гостиным Двором». Так что долой сословные предрассудки! Если даже Император, априори образованнейший человек своей эпохи, приравнивает Гостиный двор к прочим Монаршим Дворам Европы, то … комментарии излишни.

Да простят меня коллеги, но начну я с автора, вроде не имеющего отношения к изящной словесности. Отличник народного образования Юрий Минакин поднимает непраздные вопросы в педагогической сфере. Его эссе «Таинственное СОУ, или как поднять престиж учителя?» — это то звено, на котором я наугад раскрыла альманах. И считаю это не простым совпадением. Потому что при всём уважении к писателям, работаем то мы не за ради самих себя, хороших, а ради них, читателей. А читателей нам воспитывают и «поставляют» учителя. Не хочу, уж простите, называть их педагогами. Именно учителя! Малоизвестно, но факт: педагогами изначально, ещё в античное время, называли отнюдь не того, кто давал знания. Педагоги были – просто провожатые, своего рода «конвоиры» учащихся, которые приводили-уводили-сопровождали детей знатных родителей к месту обучения. А учитель – это именно тот, кто даёт знания и фактически становится часто вторым «отцом» человека. Не зря Александр Македонский, один из самых образованных людей своего времени, говорил про своего учителя-философа: «Аристотеля я ценю наравне со своим отцом. Отец дал мне жизнь, а Аристотель дал мне всё, чтобы эта жизнь обрела смысл». Ну а наш с вами, господа-товарищи, коллега-писатель Иоганн Вольфганг Гёте вообще был уверен, что будущее любой нации находится в руках школьного учителя. Потому проблема, как поднять престиж профессии учителя, касается напрямую писателей и литературы. Юрий Минакин видит причину того, что молодёжь неохотно идёт в педагику, даже не в финансовой зарплатной сфере. А в той непомерной почасовой нагрузке, которую несут учителя, дабы их зарплата была на уровне. Эта нагрузка множится на тот огромный документооборот, формат которого вынуждены выдерживать учителя. Грубо говоря, страшнее ЕГЭ может быть только СОУ. Подсчёты таинственного СОУ, в идеале призванного в цифрах показать степени обученности школьников, отдельный разговор. Современный учитель буквально тонет в непосильной часовой нагрузке и бумажном потоке. Когда уж ему общаться с учеником?..

…Собственно обозревать представленные на страницах «Гостиного Двора» произведения и рецензировать их вряд ли есть необходимость. Творческий ценз «Гостиного Двора» столь высок, что назвать альманах общедоступным и отрытым можно лишь с уточнением – открытый талантам. Уже сам факт публикации того или иного текста в «Гостином Дворе» является неким сертификатом художественного качества текста. Но вот хочу заметить на примере подборки стихов Сергея Ушакова (это, кстати, новое, открытое мной в альманахе имя), как грамотно выстроенная редакторами издания подборка способна заиграть новыми гранями. То, что в творчестве от перестановки слагаемых сумма часто меняется кардинально, не ново, если говорить с позиций абстракции. А мне хочется показать это на примере конкретной подборки. Поэт Сергей Ушаков принадлежит поколенчески к «детям золотого застоя», так условно-образно называют наше (я тоже к нему принадлежу) поколение. И ряд стихотворений в подборке посвящено именно тем, ныне многим из нас ностальгически представляющимися золотыми, временам:

Там комочки в каше манной –
Настоящая беда.
Там жива-здорова мама
И к тому же молода.

Детство детей поколения «золотого застоя» счастливо совпало с временем стабильности и уверенности граждан нашей страны в завтрашнем дне. То есть безмятежность детства была подкреплена безмятежностью общественного строя. Но наступила юность и началась ломка – человека, искушаемого неизбежными соблазнами юности, и государства, искушённого соблазнами общечеловеческих ценностей. Грамотно, я бы даже сказала, с ювелирной точностью отобранная и выстроенная редакцией подборка Ушакова получает как бы дополнительную смысловую подсветку лирического-авторского эпическим-эпохальным. Заканчивается первое ностальгическое стихотворение в подборке словами:

А до зимы осталось полчаса…

Далее идут стихи, как осмысление вех непростой жизни. Венчает всё, я бы даже сказала, программное стихотворение, где рефреном идёт последняя строка:

…А до границы ходу полчаса…

Биография человека и биография страны в одной компактной подборке, и даже в одной строке. Вот чем отличаются талантливые авторские стихи, кучей вываленные редакцией на страницу от грамотно редакционно выстроенной поэтической подборки.
В номере много авторов – разножанровых, разновозрастных, разнорегиональных, работающих в самой разной манере. К примеру, поэт Александр Трубенок представлен с диалогической лирической поэмой «Наташа», оригинальной по форме вещи. Много авторов — хороших и разных! — гармонично соседствуют друг с другом, как современность на страницах альманаха соседствует с историей, которая, словно на старинных фресках, проступает из-под спуда быстротекущего времени.

Пусть безвременье калечит
Духом слабых и ленивых.
Поднимайся, человече,
Вместе с ветром в космах сивых…

Это, кстати, те самые фрески (в данном случае написанные не кистью художника, а пером поэта Виталия Молчанова), глядя на которые, как и при взгляде на иконы, не устаёшь изумляться их современности. Казалось бы, написаны давно, но как актуальны! Евангельское устройство вселенной не пошатнулось от инноваций и модернизаций. Во все времена главная новость это – человек, оставшийся таковым не по названию, а по сути, вопреки искушениям эпохи. А у каждой эпохи они, искушения, свои, порой принимаемые нами за прозрения…

Сергей Куняев о Николае Клюеве, стихи Владимира Кострова, Николая Алешкова, Александра Кердана, Риммы Лютой, Натальи Борисовой… Продолжение романа Владислава Бахревского «Перовские». Размышления Петра Краснова «Религия человека». Повесть Александра Филиппова «Время 37-го». Именитые оренбургские историки, краеведы, литературоведы Галина Матвиевская, Ольга Скибина, Татьяна Судоргина
Не хотелось бы превращать обзор нового номера «Гостиного Двора» в аннотационный именник представленных на его страницах авторов. Альманах, по счастью, доступен читателям. И не только в пределах Оренбуржья, ибо является уже по факту всероссийским изданием с оренбургской пропиской, своего рода литературной визиткой Оренбуржья. Так что на бессловесный вопрос украшающего обложку Сергея Есенина: «Что ты сделал для России?» каждый из представленных авторов отвечает по-своему. И побуждает задуматься над этим вопросом читателя.

Альманах «Гостиный Двор» доступен для чтения в pdf-версии

Гостиный Двор № 51

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>