Вторник , 19 Март 2024
Рекомендуем
Главная » В России » Журнал «Гостиный Дворъ» №2 (6) – 2018 (обзор Валерия Кузнецова)
Журнал «Гостиный Дворъ» №2 (6) – 2018 (обзор Валерия Кузнецова)

Журнал «Гостиный Дворъ» №2 (6) – 2018 (обзор Валерия Кузнецова)

Недавно в Оренбурге вышел четвёртый по счёту номер нового литературно-художественного и общественно-политического журнала писателей России «Гостиный Дворъ».

Открывает его завершающая публикация (№3(3) – №2 (6) автобиографического романа Ивана Веневцева «Урал – быстра река» о детстве, истории взросления и юности главного героя Михаила Веренцова, его драматичном участии в Гражданской войне. Автор единственной книги – оренбургский казак, старший урядник Дутовской армии – написал роман в середине сороковых годов, отбывая десятилетнее заключение в Карагандинском исправительно-трудовом лагере. В 1960 году Президиум Ферганского областного суда отменил Постановление Особого Совещания при НКВД СССР от 10 марта 1943 года, дело прекратил за отсутствием состава преступления, реабилитировав Веневцева И.С. 
В середине девяностых рукопись скончавшегося в 1974 году на поселении автора литературно отредактирована в Оренбургской писательской организации. Надо сказать о мистике нынешней публикации. Летом 1918 года Восточный фронт был главным фронтом создаваемой Советской республики. Новейшая история ещё раз подтвердила, что в гражданских войнах не бывает победителей. Через четверть века свою правду о потерянном поколении «белых» художественно передаст в стопах «железной» крафт-бумаги от мешков из-под цемента чудом уцелевший участник братоубийственной бойни.
Вот что, в частности, сказал об этом уникальном опыте Алексей Шорохов: «Роман «Урал – быстра река» – произведение странное в своей безыскусности. Оно даёт воочию увидеть и представить, как происходят события, обрушающие жизнь страны, семьи, человека…Шаг за шагом, без громов и молний… Бросил цигарку, поцеловал чужую женщину, ушёл сотоварищи с фронта (бросил фронт) и всё.
Это произведение интересно ещё и тем (но не в первую очередь), что рассказывает о трагедии именно оренбургского казачества, о неизвестных страницах Гражданской войны на Юго-Востоке России.
Станем ли мы умнее после прочтения? Простим ли ? Не знаю. Но точно – станем другими».
Прозу номера продолжили рассказчики оренбуржцы Сергей Фролов «Закованы руки» и Владимир Петров «Трясогузки». С главой из повести о детстве «Такая счастливая жизнь» выступила Тамара Шабаренина (г. Уральск, Казахстан). Характер одного из главных действующих лиц – нравственно искалеченного отца-фронтовика намечен стихами:

Вина отца и не вина,
что он в живых остался,
что был он страшен, как война,
когда он надвигался.
Что был изранен на изруб,
что чуб из белой пыли.
Роняла мама камни с губ:
- Уж лучше бы убили!

Если о чём и жалеешь по прочтении, так о малости публикации.
Детские годы – в мемуарных живых миниатюрах Павла Рыкова, народная проза, эхо её деревенской предшественницы – в рассказе «Закон» Веры Галактионовой (Москва). Актуально своеобразное художественное исследование характера профессиональной эмигрантки в рассказе «Понаехавшие» Вячеслава Нефёдова (Москва). В жанре фантастичной мелодрамы с рассказом «Большая белая рыба» выступил Владимир Фёдоров (Москва). Завершил прозаическую часть номера рассказом «Верующий батюшка» Фёдор Ошевнёв (Ростов-на-Дону).
Журнальную поэзию открывает подборка поэтессы Натальи Кожевниковой «И свет, и тень, и зной палящий…» Вот уже десять лет она, несмотря на «колдобины бытия», самоотверженно возглавляет альманах «Гостиный двор», недавно получивший статус журнала. «Сон в руку», – только и пожелаешь, читая такие строки из её стихотворения «Как сникала трава-мурава…»:

Я в сочельник увидела сон,
Говорят, что он может быть вещим:
Божья Мать опустила лицо
Над Землёй и в молитве гласила:
«Свой Покров я продену в кольцо,
Разверну – и накрою Россию»

Поэтическую череду продолжают подборки оренбуржцев Вячеслава Моисеева и Елены Тарасенко, поэтов из Минска Анатолия Аврутина и Татьяны Жилинской, Веры Кузьминой (Каменск-Уральский), Игоря Павлюка (Киев), Светланы Супруновой (Калининград), Андрея Шацкова (Москва, Руза). С первых строк заявляет о себе народная основа стиля Веры Кузьминой:

К нам со скорбным лицом притащилась вожатая Ната
И сказала, что траур. Товарища Брежнева – нет.
Не дошло до малявки, что это скончалась эпоха,
Что её напоследок, по слухам, уронят в гробу.
А на кухне ворчала соседка – бывалая Роха:
«Щас закрутит Андропов… … гляди, не сорвало б резьбу…»
Закрутил бы, да помер.. ну, Роха, глядела ты в оба!
Десять стукнуло мне – так сорвало, завякай-заплачь:
Орденами висят Сумгаит, Карабах и Чернобыль
На твоём пиджаке – не отмоешься, чёртов Горбач.
Паспорт, паспорт! Шестнадцать! Помада, китайские тряпки,
Навороченной «Кобры» конфетный сшибающий дух.
Девяносто… да, первый. Я помню, как плакала бабка.
Павлов, жарко горели бумажные сотни старух?
Им в аду догорать – чтобы пламя над вами погуще.
Что? Я злая? Да что вы – они ж реформаторы, сэр!
Детство кончилось – точкой стоит Беловежская Пуща -
В общем, в том же году, как закончился СССР.
(Про страну – большую и меня – маленькую).

В разделе «дебют» помещены стихи Дарьи Прилепиной «Если боль через край…» и Елизаветы Курдиковой «Я говорю о вечности».
С критической статьей «Певец непонятной печали» о книге стихов Андрея Шацкова «Первозимье» выступил председатель Совета по критике Союза писателей России, ведущий рубрики «литературная критика» журнала «Гостиный Дворъ» Вячеслав Лютый. Хотелось бы разделить последние строки краткого эссе «Культура – натура» Академика Российской словесности, члена Президентского Совета по культуре Валентина Курбатова: «…слово всё чаще оставляет асфальт площадей и софиты, и сцену иронии, щегольства формы и равнодушие к родному и понемногу ищет пути к живому единству «культуры и натуры». И, Бог даст, ещё спасёт и ещё пока слишком «столичное» государство», забывшее родной дом».
«Оренбургскую диаспору» представили быль «Мухомор» Павла Кожевникова и сказка Светланы Тлехас «Сердце волчицы».
Раздел «Публицистика» включил Записки учителя истории Юрия Минакина «Жить не по лжи» и заметки Ивана Коннова к 40-летию первого полёта в космос Ю.В.Романенко «Он видел Бузулук из космоса».
Постоянный автор журнала историк и краевед Владимир Семёнов в материале «Забытый герой-казак» напомнил читателям о герое всё более забываемой Первой мировой войны Константине Аксёнове.
«Народные мемуары» пополнились историей рода Владимира Соколова «Долгий запах черёмухи», записками из семейного архива Виктора Китова «Отцом я гордился с детства», воспоминаниями Татьяны Морозовой «О парне с «нашего» двора».
В «Зеркале истории» отразились исследования оренбуржцев Константина Моргунова «Генеральский город» и его жители. Оренбург глазами польского историка», Ирины Доронцовой «Душа гражданства и всех добрых порядков» К 300-летию создания полиции, Александра Агафонова «Вечная память» К истории одного памятника.
Нам дорого всё, связанное с именем Пушкина, в том числе, и его родословной. Энтузиаст Пушкинских разысканий, главный редактор журнала родины В.М. Шукшина «Бийский Вестник», член Высшего творческого Совета Союза Писателей России Виктор Буланичев поделился своим открытием истории деревни Виноградово, принадлежавшей предкам А.С. Пушкина.
Завершают публикации эссе Итты Рюминой, члена Международной Федерации Союзов Художников ЮНЕСКО, Союза художников России о Заслуженном художнике России из Оренбурга Алле Васильченко и цветные вставки художественных репродукций, на одной из которых Президент Российской Федерации В.В. Путин вручает Алле Васильченко государственную награду «Заслуженный художник РФ».
Молодой журнал выстраивает несколько отличную от альманашной общественно-политическую и художественную «генеральную линию», ищет новых авторов, помогающих не утратить «необщее выраженье» лица журнала.

Валерий Кузнецов

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>