Четверг , 3 Октябрь 2024
Рекомендуем
Главная » В Оренбуржье » Хорошие стихи писать непросто. Внутри тебя должен быть маленький цензор
Хорошие стихи писать непросто. Внутри тебя должен быть маленький цензор

Хорошие стихи писать непросто. Внутри тебя должен быть маленький цензор

21 МАРТА ПРОШЁЛ ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ. ОРЕНБУРЖЬЕ НЕ ОСТАЛОСЬ В СТОРОНЕ И ТОЖЕ ОТМЕТИЛО ЭТУ ДАТУ ЛИТЕРАТУРНОЙ ВСТРЕЧЕЙ

О том, как учиться слагать рифмы, почему молодым поэтам необходимо выходить за круги своего общения и зачем нужно классическую поэзию изучать ещё в школе, беседуем с поэтом, председателем Оренбургского регионального отделения «Союза российских писателей», директором Областного Дома литераторов имени С.Т. Аксакова Виталием Молчановым.

С ЛЮБОВЬЮ К ЧТЕНИЮ ИЗ ДЕТСТВА

– Виталий Митрофанович, с чего началась ваша любовь к литературе и писательству?
– Любовь к литературе появилась с раннего детства. Бабушка меня очень рано научила читать. Года в четыре я уже мог это делать. У меня была книжка «Русские народные сказки». Она и до сих пор сохранилась, правда, переплет уже надо делать новый. Сначала мне из нее читали, потом и сам взялся за это дело.
В какой-то момент начал разговаривать в рифму и стал записывать то, что придумывал. Так потихоньку приобщился к поэзии. Лет в 12-14 пробовал писать уже что-то более связное, пытался развернуть мысли и создать сюжет.

– Кто вы по образованию? Это как-то повлияло на ваше творчество?
– По образованию я геолог. В своей профессии немного разочаровался, потому что геология для меня всегда была возможностью путешествовать, находиться в интересных местах, смотреть на природу. Впоследствии понял, что труд заключается не только в этом. Здесь много камеральной работы, что очень не любил в свое время.
Но профессия дала возможность полюбить поездки, общение с людьми, новые места и впечатления. Потом они вылились в стихотворения.

– С какой книги вы бы посоветовали начать знакомство со своим творчеством?
– На этот вопрос очень сложно ответить, ведь произведений за столько лет написано немало. Среди своих книг очень люблю «Фрески», она создана с отсылом в прошлое. Последнее издание «Светъ» тоже мне дорого. Все труды очень ценны и важны, каждый характеризует меня как автора.
Завершаю создание новой книги с рабочим названием «Остров на ладони». Пока не решил, окончательное оно или нет. Новая книга будет совершенно не похожа на другие. В ее основу легли и радостные впечатления от поездки в Китай и очень печальные после посещения Луганска и Донецка. К сожалению, обстановка там не меняется в лучшую сторону и это тоже находит отражение в моих сюжетах.
Пишу стихи о жизни без всяких прикрас – любовь, потеря, приобретение, встречи. В своем творчестве предпочитаю разноплановость. Каждая книга должна отличаться от предыдущих – в ней новая мысль, новое дыхание. Поэзия – это великий мир, который не похож ни на что. Для меня – это вся жизнь.

ПОЭЗИЯ КАК РЕМЕСЛО

– Виталий Митрофанович, поэтом нужно родиться или можно им стать?
– Можно стать. У многих людей есть масса способностей в самых разнообразных отраслях. Часто спорю с коллегами, когда они начинают утверждать, что это талант, гениальность. Отвечаю, что любая способность, не получившая развития, мельчает. Завянет, и ничего не получится.
Я много работаю с молодёжью и всегда говорю, что сразу ничего не бывает, всё происходит постепенно. Только огромным трудом можно многого добиться в любой сфере деятельности.
К поэзии отношусь как к ремеслу и этого не скрываю. Здесь надо уметь себя заставить, мобилизовать. Бывает такое, что ничего не хочется, но начнёшь работать, и затянет. Глядишь, и новое дыхание открылось, какие-то мысли появились. Запишешь, обработаешь, поиграешь со словами, и получилась хорошая вещь.
Писать хорошие стихи тяжело. У тебя внутри должен быть маленький цензор, который сможет вовремя остановить и повести в нужном направлении. Написать стихотворение получается не сразу. Сначала появляется тема, которая не оставляет равнодушным, наводит на размышления. Сколько на это уйдет времени? Да как получится.
Думаю, что надо уметь работать и не обращать внимания на нежелание. В каждом деле нужно искать интерес. Если в данный момент не пишутся стихи, можно взяться за рецензию, написать отзывы на произведения друзей, коллег. Главное – не позволять душе лениться.

ВАЖНО
Для сохранения языка и популяризации художественного слова должна быть выстроена мудрая линия государственной политики.

– Как вы относитесь к графомании? Можно ли это отнести к творчеству?
– К графомании отношусь прекрасно, это лучше, чем заниматься чем-то нехорошим. Но творчеством ее можно назвать с большой натяжкой, потому что получается не художественное произведение, а поделка. Люди, которые нашли себя в других сферах жизни, частенько отдают этому предпочтение. Поэзия для них – хобби, отдушина.
Но тут стоит понимать, что в литературу, музыку, живопись просто так не войдёшь и просто так из них не выйдешь. Либо затянет, и останешься до конца своих дней, либо придётся постоянно стучаться в закрытые двери.
Очень многие плохо пишущие люди не понимают, что у них не так. Они соблюдают и ритм, и размер стихотворения, но нет художественности, красоты слова. Пишут как акыны: сиюминутный взгляд сразу же переносится на бумагу. В день у таких творцов может получиться с десяток «произведений». При этом они искренне считают себя поэтами.
Блок, Гумилев, Ахматова, Цветаева написали не более пятисот стихотворений каждый. А наши графоманы пишут по две – пять тысяч стихов очень легко и просто. Но имеют ли они художественную ценность, будут ли о них помнить через десятки и сотни лет?

ВЫЙТИ ИЗ «БОЛОТЦА»

– Много ли в Оренбуржье перспективных поэтов?
– Наша земля никогда не была скудной на таланты. Проблема в том, что молодые поэты уезжают в другие города. Очень обидно, когда тратишь силы на человека, ожидаешь, что наконец-то этот незрелый бутон вот-вот превратится в прекрасную розу, а его вдруг срезают. И он теряется где-нибудь в Москве или в Санкт-Петербурге. Понятно, что человек ищет, где лучше, а рыба – где глубже. Но когда люди переезжают в чужой город, у них появляется много других забот и не остаётся времени на творчество. Так талант и затухает.
Если уж вы решили связать свою жизнь с литературой, то стоит подходить к этому серьёзно. Необходимо стремиться к совершенству. Мне не нравится, к примеру, когда творческие встречи у ребят остаются на уровне клуба или бара. Понимаю, что раньше известные мастера слова встречались в таких заведениях Москвы, Петербурга или Парижа. Но это были уже состоявшиеся авторы. А когда молодёжь, которая ничего ещё не понимает, создает вокруг себя маленькое болотце, это нехорошо. Должны быть и литературные споры, и обсуждения стихов, и профессиональный подход к работе. Атмосфера должна быть соответствующая. Молодёжные объединения, возникающие порой самопроизвольно, тоже очень ценны. Только нужно не дать им замкнуться внутри своего узкого кружка, где нет здоровой конкуренции и литературного роста.

– Кто он – современный поэт?
– Если говорить о молодом человеке, то он явно озабочен судьбой мира. Как поэт он пока не реализовал себя ни в чём, пишет стихи и втайне надеется, что однажды проснётся широко известным.
Человек в годах прекрасно понимает свой потенциал. Многие из них разочаровываются, и пытаются на стихах, написанных много лет назад, выстроить свою биографию.
Есть и такие авторы, к которым отношу себя. Они понимают, что талант нужно постоянно развивать и доказывать свою литературную состоятельность. Таким людям делать это в кайф.

– Какие направления в поэзии развиваются в настоящее время?
– Новые направления в поэзии возникают периодически. Раньше был популярен постмодернизм, который постепенно сошёл на нет. Сейчас актуален метамодерн и другие современные, порой необычные формы. В таких случаях всегда говорю, прежде чем Малевич создал свой знаменитый квадрат, он писал прекрасные картины в классическом стиле, в каноне. Пикассо тоже начинал с классики, а позже стал экспериментировать.
Положительные новшества мне нравятся, почему бы и нет? Существуют пути, которые могут развиваться, а есть и тупиковые. Например, сейчас появилось движение – фемпоэзия, когда эмансипированные женщины пишут слишком откровенные стихи и с этими «творениями» выступают на публике.

РАСТИ НА КЛАССИКЕ

– Как прививать любовь к стихам в детстве?
– Я сторонник традиционной школы. Нужно начинать с русских народных сказок, с Александра Пушкина. Взрослеть стоит так же, как взрослеет литература. Здесь очень интересен Лермонтов. Можно уже читать «Бородино». Потом пробовать идти дальше, смотреть на Есенина, Некрасова. У нас ведь великолепная база классической литературы. На ней можно вырасти до больших высот. Произведения интересны, по ним параллельно изучаешь историю, понимая, в какое время это было написано.
Современных авторов можно и нужно вводить в школьную программу. Поэт является зеркальным отражением современной жизни. Он пишет о том, что происходит вокруг. Можно нафантазировать собственный мир, но всё равно никуда не уйдёшь от этой земли. Она рядом с тобой, в тебе. Поэтому пытаться быть её солью, я думаю, надо. Подрастающее поколение нужно воспитывать только личным примером.

– Что нам несёт чтение и сочинение стихов?
– Это помогает тренировать память, увеличивать словарный запас, расширять кругозор. Человеку становится проще общаться. Он узнаёт много новых слов, учится правильно их применять, то есть, овладевает культурой речи. Сейчас у нас в разговоре присутствуют иностранные слова, жаргон и полужаргон. Я уверен, что язык нужно развивать, только есть не только прогрессивный путь развития, но и регрессивный. Считаю, что для сохранения языка и популяризации художественного слова должна быть выстроена мудрая линия государственной политики.
Поэзия помогает и в целях логопедии. Очень полезно для этого читать вслух свои или чужие стихи, пытаться передать интонацию.
Многие мои коллеги не только хорошие авторы, но и подвижники. Они проводят литературные мероприятия, привлекают большое количество людей, воспитывая хороший вкус и прививая культуру.

– А если возникло желание написать целую книгу?! С чего начать? Где взять деньги на ее издание?
– Книга – это маленький финал, какой-то итог проделанной работы. Начать надо с того, что просто взять и записать свои мысли, и не обрывками, а выстроить свою систему над словом, запечатлеть, поправить. Одно стихотворение удалось, сохраните его в копилку. Со временем появятся второе, пятое, десятое. Так что-то достойное и накопится.
Предлагайте свои тексты журналам для публикации. В одном не удастся напечататься, наверняка получится во втором или в третьем. Нужно не бояться посылать работы на участие в конкурсах, премиях. Параллельно копилочка ваша наполняется, там уже находится пара-тройка журнальных публикаций. Наберётся 10-15, вот и книжка почти готова. А потом вдруг премию получите или издательство заинтересуют ваши работы. Ещё есть всевозможные гранты. Издавать книги оренбургским авторам помогает Союз российских писателей, предоставляя ежегодные творческие стипендии. В год выходит по 15-20 книг, из них порядка десяти принадлежат молодым талантам.

– А пандемия коронавируса как-то отразилась на деятельности литераторов?
– Мы ушли в онлайн. Как автора меня это устраивает – текст всегда находится перед глазами. Если не работаешь над своим, можно чужой отредактировать или написать статью. Но в целом ситуация печальная. На месте сидеть надоело, необходимы поездки, живое общение. Пандемия слишком дорого нам обошлась, очень многих людей потеряли. Хочется уже преодолеть эту заразу и зажить полной нормальной человеческой жизнью.

ИСТОЧНИК: http://oren.aif.ru/culture/horoshie_stihi_pisat_neprosto_vnutri_tebya_dolzhen_byt_malenkiy_cenzor

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>