21 МАРТА ПРОШЁЛ ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ. ОРЕНБУРЖЬЕ НЕ ОСТАЛОСЬ В СТОРОНЕ И ТОЖЕ ОТМЕТИЛО ЭТУ ДАТУ ЛИТЕРАТУРНОЙ ВСТРЕЧЕЙ
О том, как учиться слагать рифмы, почему молодым поэтам необходимо выходить за круги своего общения и зачем нужно классическую поэзию изучать ещё в школе, беседуем с поэтом, председателем Оренбургского регионального отделения «Союза российских писателей», директором Областного Дома литераторов имени С.Т. Аксакова Виталием Молчановым.
С ЛЮБОВЬЮ К ЧТЕНИЮ ИЗ ДЕТСТВА
– Виталий Митрофанович, с чего началась ваша любовь к литературе и писательству?
– Любовь к литературе появилась с раннего детства. Бабушка меня очень рано научила читать. Года в четыре я уже мог это делать. У меня была книжка «Русские народные сказки». Она и до сих пор сохранилась, правда, переплет уже надо делать новый. Сначала мне из нее читали, потом и сам взялся за это дело.
В какой-то момент начал разговаривать в рифму и стал записывать то, что придумывал. Так потихоньку приобщился к поэзии. Лет в 12-14 пробовал писать уже что-то более связное, пытался развернуть мысли и создать сюжет.
– Кто вы по образованию? Это как-то повлияло на ваше творчество?
– По образованию я геолог. В своей профессии немного разочаровался, потому что геология для меня всегда была возможностью путешествовать, находиться в интересных местах, смотреть на природу. Впоследствии понял, что труд заключается не только в этом. Здесь много камеральной работы, что очень не любил в свое время.
Но профессия дала возможность полюбить поездки, общение с людьми, новые места и впечатления. Потом они вылились в стихотворения.
– С какой книги вы бы посоветовали начать знакомство со своим творчеством?
– На этот вопрос очень сложно ответить, ведь произведений за столько лет написано немало. Среди своих книг очень люблю «Фрески», она создана с отсылом в прошлое. Последнее издание «Светъ» тоже мне дорого. Все труды очень ценны и важны, каждый характеризует меня как автора.
Завершаю создание новой книги с рабочим названием «Остров на ладони». Пока не решил, окончательное оно или нет. Новая книга будет совершенно не похожа на другие. В ее основу легли и радостные впечатления от поездки в Китай и очень печальные после посещения Луганска и Донецка. К сожалению, обстановка там не меняется в лучшую сторону и это тоже находит отражение в моих сюжетах.
Пишу стихи о жизни без всяких прикрас – любовь, потеря, приобретение, встречи. В своем творчестве предпочитаю разноплановость. Каждая книга должна отличаться от предыдущих – в ней новая мысль, новое дыхание. Поэзия – это великий мир, который не похож ни на что. Для меня – это вся жизнь.
ПОЭЗИЯ КАК РЕМЕСЛО
– Виталий Митрофанович, поэтом нужно родиться или можно им стать?
– Можно стать. У многих людей есть масса способностей в самых разнообразных отраслях. Часто спорю с коллегами, когда они начинают утверждать, что это талант, гениальность. Отвечаю, что любая способность, не получившая развития, мельчает. Завянет, и ничего не получится.
Я много работаю с молодёжью и всегда говорю, что сразу ничего не бывает, всё происходит постепенно. Только огромным трудом можно многого добиться в любой сфере деятельности.
К поэзии отношусь как к ремеслу и этого не скрываю. Здесь надо уметь себя заставить, мобилизовать. Бывает такое, что ничего не хочется, но начнёшь работать, и затянет. Глядишь, и новое дыхание открылось, какие-то мысли появились. Запишешь, обработаешь, поиграешь со словами, и получилась хорошая вещь.
Писать хорошие стихи тяжело. У тебя внутри должен быть маленький цензор, который сможет вовремя остановить и повести в нужном направлении. Написать стихотворение получается не сразу. Сначала появляется тема, которая не оставляет равнодушным, наводит на размышления. Сколько на это уйдет времени? Да как получится.
Думаю, что надо уметь работать и не обращать внимания на нежелание. В каждом деле нужно искать интерес. Если в данный момент не пишутся стихи, можно взяться за рецензию, написать отзывы на произведения друзей, коллег. Главное – не позволять душе лениться.
ВАЖНО
Для сохранения языка и популяризации художественного слова должна быть выстроена мудрая линия государственной политики.
– Как вы относитесь к графомании? Можно ли это отнести к творчеству?
– К графомании отношусь прекрасно, это лучше, чем заниматься чем-то нехорошим. Но творчеством ее можно назвать с большой натяжкой, потому что получается не художественное произведение, а поделка. Люди, которые нашли себя в других сферах жизни, частенько отдают этому предпочтение. Поэзия для них – хобби, отдушина.
Но тут стоит понимать, что в литературу, музыку, живопись просто так не войдёшь и просто так из них не выйдешь. Либо затянет, и останешься до конца своих дней, либо придётся постоянно стучаться в закрытые двери.
Очень многие плохо пишущие люди не понимают, что у них не так. Они соблюдают и ритм, и размер стихотворения, но нет художественности, красоты слова. Пишут как акыны: сиюминутный взгляд сразу же переносится на бумагу. В день у таких творцов может получиться с десяток «произведений». При этом они искренне считают себя поэтами.
Блок, Гумилев, Ахматова, Цветаева написали не более пятисот стихотворений каждый. А наши графоманы пишут по две – пять тысяч стихов очень легко и просто. Но имеют ли они художественную ценность, будут ли о них помнить через десятки и сотни лет?
ВЫЙТИ ИЗ «БОЛОТЦА»
– Много ли в Оренбуржье перспективных поэтов?
– Наша земля никогда не была скудной на таланты. Проблема в том, что молодые поэты уезжают в другие города. Очень обидно, когда тратишь силы на человека, ожидаешь, что наконец-то этот незрелый бутон вот-вот превратится в прекрасную розу, а его вдруг срезают. И он теряется где-нибудь в Москве или в Санкт-Петербурге. Понятно, что человек ищет, где лучше, а рыба – где глубже. Но когда люди переезжают в чужой город, у них появляется много других забот и не остаётся времени на творчество. Так талант и затухает.
Если уж вы решили связать свою жизнь с литературой, то стоит подходить к этому серьёзно. Необходимо стремиться к совершенству. Мне не нравится, к примеру, когда творческие встречи у ребят остаются на уровне клуба или бара. Понимаю, что раньше известные мастера слова встречались в таких заведениях Москвы, Петербурга или Парижа. Но это были уже состоявшиеся авторы. А когда молодёжь, которая ничего ещё не понимает, создает вокруг себя маленькое болотце, это нехорошо. Должны быть и литературные споры, и обсуждения стихов, и профессиональный подход к работе. Атмосфера должна быть соответствующая. Молодёжные объединения, возникающие порой самопроизвольно, тоже очень ценны. Только нужно не дать им замкнуться внутри своего узкого кружка, где нет здоровой конкуренции и литературного роста.
– Кто он – современный поэт?
– Если говорить о молодом человеке, то он явно озабочен судьбой мира. Как поэт он пока не реализовал себя ни в чём, пишет стихи и втайне надеется, что однажды проснётся широко известным.
Человек в годах прекрасно понимает свой потенциал. Многие из них разочаровываются, и пытаются на стихах, написанных много лет назад, выстроить свою биографию.
Есть и такие авторы, к которым отношу себя. Они понимают, что талант нужно постоянно развивать и доказывать свою литературную состоятельность. Таким людям делать это в кайф.
– Какие направления в поэзии развиваются в настоящее время?
– Новые направления в поэзии возникают периодически. Раньше был популярен постмодернизм, который постепенно сошёл на нет. Сейчас актуален метамодерн и другие современные, порой необычные формы. В таких случаях всегда говорю, прежде чем Малевич создал свой знаменитый квадрат, он писал прекрасные картины в классическом стиле, в каноне. Пикассо тоже начинал с классики, а позже стал экспериментировать.
Положительные новшества мне нравятся, почему бы и нет? Существуют пути, которые могут развиваться, а есть и тупиковые. Например, сейчас появилось движение – фемпоэзия, когда эмансипированные женщины пишут слишком откровенные стихи и с этими «творениями» выступают на публике.
РАСТИ НА КЛАССИКЕ
– Как прививать любовь к стихам в детстве?
– Я сторонник традиционной школы. Нужно начинать с русских народных сказок, с Александра Пушкина. Взрослеть стоит так же, как взрослеет литература. Здесь очень интересен Лермонтов. Можно уже читать «Бородино». Потом пробовать идти дальше, смотреть на Есенина, Некрасова. У нас ведь великолепная база классической литературы. На ней можно вырасти до больших высот. Произведения интересны, по ним параллельно изучаешь историю, понимая, в какое время это было написано.
Современных авторов можно и нужно вводить в школьную программу. Поэт является зеркальным отражением современной жизни. Он пишет о том, что происходит вокруг. Можно нафантазировать собственный мир, но всё равно никуда не уйдёшь от этой земли. Она рядом с тобой, в тебе. Поэтому пытаться быть её солью, я думаю, надо. Подрастающее поколение нужно воспитывать только личным примером.
– Что нам несёт чтение и сочинение стихов?
– Это помогает тренировать память, увеличивать словарный запас, расширять кругозор. Человеку становится проще общаться. Он узнаёт много новых слов, учится правильно их применять, то есть, овладевает культурой речи. Сейчас у нас в разговоре присутствуют иностранные слова, жаргон и полужаргон. Я уверен, что язык нужно развивать, только есть не только прогрессивный путь развития, но и регрессивный. Считаю, что для сохранения языка и популяризации художественного слова должна быть выстроена мудрая линия государственной политики.
Поэзия помогает и в целях логопедии. Очень полезно для этого читать вслух свои или чужие стихи, пытаться передать интонацию.
Многие мои коллеги не только хорошие авторы, но и подвижники. Они проводят литературные мероприятия, привлекают большое количество людей, воспитывая хороший вкус и прививая культуру.
– А если возникло желание написать целую книгу?! С чего начать? Где взять деньги на ее издание?
– Книга – это маленький финал, какой-то итог проделанной работы. Начать надо с того, что просто взять и записать свои мысли, и не обрывками, а выстроить свою систему над словом, запечатлеть, поправить. Одно стихотворение удалось, сохраните его в копилку. Со временем появятся второе, пятое, десятое. Так что-то достойное и накопится.
Предлагайте свои тексты журналам для публикации. В одном не удастся напечататься, наверняка получится во втором или в третьем. Нужно не бояться посылать работы на участие в конкурсах, премиях. Параллельно копилочка ваша наполняется, там уже находится пара-тройка журнальных публикаций. Наберётся 10-15, вот и книжка почти готова. А потом вдруг премию получите или издательство заинтересуют ваши работы. Ещё есть всевозможные гранты. Издавать книги оренбургским авторам помогает Союз российских писателей, предоставляя ежегодные творческие стипендии. В год выходит по 15-20 книг, из них порядка десяти принадлежат молодым талантам.
– А пандемия коронавируса как-то отразилась на деятельности литераторов?
– Мы ушли в онлайн. Как автора меня это устраивает – текст всегда находится перед глазами. Если не работаешь над своим, можно чужой отредактировать или написать статью. Но в целом ситуация печальная. На месте сидеть надоело, необходимы поездки, живое общение. Пандемия слишком дорого нам обошлась, очень многих людей потеряли. Хочется уже преодолеть эту заразу и зажить полной нормальной человеческой жизнью.
ИСТОЧНИК: http://oren.aif.ru/culture/horoshie_stihi_pisat_neprosto_vnutri_tebya_dolzhen_byt_malenkiy_cenzor