Четверг , 25 Апрель 2024
Рекомендуем
Главная » В России » Как я провел Год литературы (Евгений Чигрин)
Как я провел Год литературы (Евгений Чигрин)

Как я провел Год литературы (Евгений Чигрин)

Вот и закончился объявленный указом президента В.В. Путина Год литературы. Как он прошел? Достиг- нуты ли какие-то цели? А ведь цель в указе обозначе- на довольно четко: повысить интерес к чтению как классической, так и современной литературы. Повы- сили? Вряд ли… Надо сказать, что многие чиновники, отвечающие за развитие культуры в целом, даже не вполне представляли себе, как справляться с постав- ленной задачей, а впоследствии сетовали, что, дескать, нельзя было совмещать 70-летие Победы со столь масштабной задачей.

 

ВМЕСТО ПРЕАМБУЛЫ

Ну вот и заканчивается объявленный указом президента В.В. Путина Год литературы. Как он прошёл? Достигнуты ли какие-то цели? А ведь цель в указе обозначена довольно точно: повысить интерес к чтению, как классической, так и современной литературы. Повысили? Вряд ли…  Надо сказать, что многие чиновники отвечающие за  развитие культуры в целом, даже не вполне представляли себе, как справляться с поставленной задачей, а впоследствии сетовали, что дескать, нельзя было совмещать 70-летие Победы со столь масштабной задачей. Возможно так… хотя вряд ли. Вряд ли, потому что именнопоэзия, литература, искусство вообще, во все времена являются необходимой сущностью человека и мира, в России особенно. Русское искусство, в более широком смысле русский мир – единственное, что делает нас самодостаточными на фоне других народов. Мир может сомневаться в русской политике, экономике, но – никогда в русской поэзии или живописи. Литература, как часть культуры, это и есть нравственность, без которой мы обречены на вымирание. К тому же литература, язык – субстанции более древние и непреходящие, нежели любая форма общественной организации. И особенно это значимо на территории РУССКОГО мира, где сходятся разные ветви славянского пространства:  культура России переплетена с культурой, бытом, наречием Украины, Белоруссии в первую очередь. Но не только в этих странах, а и на всём пространстве стран СНГ, поскольку русский язык изучают, на нём говорят в этих государствах. Сегодня, учитывая все геополитические процессы, мы должны отдавать себе отчет, что расширение русского мира зачастую сводится к разговорам на нашем ТВ и не так уж часто, становится предметом бесед и интервью в наших СМИ. 2015 год, объявленный нашим президентом Годом литературы давал возможность, если и не изменить ситуацию к лучшему, то потенциально её улучшить.  Ведь не секрет, что основную работу для поддержки культурных связей осуществляют работники образования, культуры, литераторы, эссеисты и журналисты…В этом же русле можно трактовать и замечательную фразу современного писателя Андрея Битова: ничего более русского, чем язык у нас нет… Вслушайтесь в это простое высказывания: сколько в нём теплоты, надежды на понимание и вместе с тем, объединительного начала…  Наверняка, и поэзия, как «высшая форма существования языка» играет заметную роль в славянском мире. Исходя из вышесказанного, хочу сказать, что в России всякий год, должен быть годом литературы, поскольку потеря языка (а она уже идёт полным ходом) приведёт нас не только к духовному обнищанию (это уже, почти, случилось) но и кпотери нации, и как следствие – к вымиранию…

1.ПРО ОТКРЫТИЕ ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ

Наверняка, открытие Года литературы  я должен был встретить в Москве, Подмосковье… Но, не знаю почему, но никаких приглашений на мероприятия я не получил… Хотя неоднократно (и по этому поводу тоже) разговаривал с министром (теперь уже бывшим) культуры Московской области Олегом Рожновым. Возможно, никаких особенных мероприятиях в Москве и в МО и не было. Короче говоря, мне о том, неизвестно. А вот из далёкого Оренбурга (равно как и из уральского Екатеринбурга) я приглашения получал. И если в Екатеринбурге побывать не удалось, то в Оренбурге был, более того, в переполненном гостями областном театре, прочитал в присутствии губернатора Юрия Берга, местных министров, что-то вроде эссе о современной текущей литературе, презентовал антологический том Московский Год поэзии, составителем которого я являюсь, дал несколько интервью ТВ и СМИ. На следующий день поучаствовал в большом поэтическом вечере организованном Домом литераторов Оренбуржья, побывал в музеях и библиотеках, побывал в пушкинских местах. Как известно Александр Сергеевич именно в оренбургских степях написал первые две главы Капитанской дочки. В общем, могу свидетельствовать, что открытие Года литературы в Оренбуржье прошло весьма на хорошем уровне. Постарались все: чиновники, литераторы, бизнесмены, журналисты и так далее. И ещё: в регионе на постоянной основе издаются два альманаха, действует региональная издательская программа, существует литературное объединение. Да и фестиваль «Красная Гора», руководителем которого является, мой давний знакомый поэт Виталий Молчанов, набирает обороты. Продолжает писать, и выпускать книги известный современный писатель Пётр Краснов.

2.ПРО ВЫСТУПЛЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

…почти под занавес Года литературы, предложили в рамках программы Министерства культуры РФ » Библиобус»

выступить перед студентамиВУЗов, колледжей, местными ЛИТО, работниками бюджетной сферы. В основном, в дальних районах МО. Ступино, Луховицы, Серебряные Пруды, Озёра, Пушкино. Забегая вперёд, сразу скажу: принимали везде радушно и хорошо. В Луховицах задавали интересные вопросы, и передавали для прочтения стихотворения собственного сочинения. Разумеется, при прощании, подарили местный брэнд – огурцы! Кстати сказать, замечательные! В Пушкино, пришли на встречу ветераны. В костюмах, с наградами… я даже, растерялся. Коллеги поймут. Сложно работать, и общаться с такой разной аудиторией. Но, всё было замечательно. Оказалось, что педагоги, подготовились. Прочли несколько моих эссе в Литературной Газете, а также журнальные стихотворные подборки. Да и людей, несмотря на то, что

встречи проходили в 13 и 14 часов дня, было немало. Некоторые сетовали, что подобных мероприятий уже и не помнят. А вот местной власти, как-то не замечалось!  Вот вам и Год литературы! Думаю, что подобным образом в таких местечках пройдёт и год Кино. Хотелось бы  по-хорошему ошибиться…

  1. ПРО ПУБЛИКАЦИИ

Теперь о тех, публикациях которые случилось у меня, скорее не благодаря Году литературы, а благодаря текущему литературному процессу. Самое главное (забегаю вперёд): московское издательство «У Никитских Ворот» выпустило небольшое избранное «ПОДВОДНЫЙ ШАР», и книга уже расходится, и получает читательские отклики. Более того, она была презентована на Пражской книжной ярмарке, на престижном Форуме культуре в Санкт-Петербурге, о котором, я уже написал выше. Да, вначале года вышла долгожданная (элегантная!) книга в Польше на польском языке в переводах В. Штокмана. Не так-то просто было издать её моим польским коллегам в связи с политической и общественной жизнью, и с обострившимися, не в лучшую сторону, отношениями славянских стран. Интересным изданием является и книга на македонском языке: 12 русских поэтов уместились под одной обложкой, от Евгения Рейна до Евгения Чигрина. Спасибо за это издание македонскому отделению Международного ПЕН-клуба. И ещё, чешской поэтессе и переводчице BelaJanostikova которая перевела и опубликовала несколько моих стихотворений в пражском журнале. И конечно, 54-му Международному фестивалюСтружскиевечера поэзии (Македония, 2015), который выпустил антологию участников этого поэтического мероприятия. И различным альманахам, журналам… И Литературной Газете совместно с замечательным красноярским журналом «День и Ночь» которые опубликовали развёрнутую рецензию Нины Гейдэ (Дания, Копенгаген) на мою книгу «Неспящая Бухта».

Спасибо!

 

  1. ПРО 54 ПОЭТИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ В МАКЕДОНИИ

Стру́га (макед.Струга) — город на западе Македонии, на берегу Охридского озера, центр общины Струга. Известен с XI века.В Струге проходит один из самых известных поэтических фестивалей Европы — Стружские вечера поэзии. По традиции фестиваль завершается в столице Македонии, в городе Скопье.

Учреждён фестиваль в 1962 году в память о родившемся в Струге основоположнике македонской поэзииКонстантине Миладинове. В 1966 году преобразован из национального в международный, тогда же учреждена высшая награда фестиваля — премия «Золотой венец» (макед.Златен венец), первым лауреатом которой стал Роберт Рождественский. Среди лауреатов премии были Уистен Хью Оден, Пабло Неруда, Иосиф БродскийБулат Окуджава, Евгений Евтушенко и др.В рамках фестиваля развёрнута широкая издательская программа. Каждый год к фестивалю выпускается антология какой-либо национальной поэзии в переводах на македонский, тематическая антология македонской поэзии в переводах на английский язык, авторские сборники нескольких поэтов из разных стран в македонских переводах. При фестивале существует также Международная библиотека поэзии, в состав которой входят книги поэтов-участников фестиваля, и Международный поэтический архив, включающий рукописи, фотографии и другие материалы. Да, всё именно так и происходит, как описано в Википедии. Огромная гостиница, специально построенная для поэтов в шестидесятых годах прошлого века. Большое количество приглашённых поэтов из разных стран. Россию пригласили представлять московского поэта Максима Амелина и меня. Максим, приехать не смог… Так что «представлять» Россию пришлось мне одному. Например, англоязычных поэтов было гораздо больше… А ещё – Швеция и Израиль, Палестина и Иран, Куба и Япония, Франция и Ирландия, Чили и Италия, Испания и Турция, Австрия и Германия, Китай и Индия,  разумеется – все балканские страны. И это далеко не весь перечень. Организация была оригинальная. Вся Струга была посвящена фестивалю. Открытие и закрытие  мероприятия транслировали в прямом эфире главного канала ТВ. Вдоль канала, разделяющего город, развевались флаги государств участников. Фейерверки, цветы, огни! На основных вечерах — стихотворения звучали на трёх языках: на языке оригинала, английском и македонском. Главную балканскую «нобелевку» (15 тысяч евро плюс «Золотой Венец») получил китайский поэт. Кстати, сказать, в прошлом году, эту награду увёз домой поэт из Южной Кореи… Что тут сказать? Можно, конечно вспомнить, что К. Милодинов (отец македонской письменности, учился в России, говорил по-русски… можно постараться вспомнить о взаимоотношении наших стран, и вздохнуть и махнуть рукой… Последний русский поэт, который получал этот приз, кажется, был Вознесенский, но и президентом фестиваля, тогда был Влада Урошевич, замечательный балканский писатель, знаток России (его супруга переводила мои, и не только мои стихотворения, лучшая переводчица русской поэзии). Влада говорит, почти на всех славянских языках. Остаётся добавить, что природа этой маленькой страны – фантастическая, что мне удалось побывать в православных монастырях, и даже в Бигорскоммонастырье, который также именуется Иован-Бигорским, и является одной из святынь македонского народа. Покровителем монастыря считается Иоанн Креститель. Свое нынешнее название монастырь приобрел от строительного материала – известкового туфа, который по-македонски звучит как «бигор». Бигорский монастырь был основан в 1020 году после чудесных событий. Легенда рассказывает, что монах Иован увидел в реке Радик чудотворную икону Иоанна Крестителя и достал ее. На этом месте и было решено возвести монастырь как место для хранения этой иконы.

  1. ПРО ФОРУМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ (ЗАКРЫТИЕ ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ И ОТКРЫТИЕ ГОДА КИНО)

17 декабря вернулся с 6-го Санкт-Петербургского Международного культурного форума, который стал закрытием Года литературы и открытием Года кино. Точнее: от Года Литературы в России до Года российского кино. Только иностранных гостей было около 500 человек, включая

операторов и работников Голливуда и т.д. На открытие в Мариинском театре выступил президент Владимир Путин, а на закрытии в Михайловском министр культурыМединский презентовал свою премию Меценат. Мероприятий было невероятное множество: литература, кино, театр, балет, музыка. Перечислить всё невозможно. Самое главное, что на тех круглых столах, на которых мне удалось побывать, и, в том числе выступать, был живой и откровенный разговор о культуре и с властью, и с прессой, и с деятелями культуры. Иногда, довольно резкий и непростой. Всего прошло40 круглых столов.Каждый день, на разныхплощадках проходило до 50 мероприятий одновременно. Но самое главное, на мой взгляд, что многие люди искусства, которые в обычной жизни не пересекаются, могли услышать друг друга, познакомиться, обменяться мнениями. Я, например, познакомился с известным режиссёром Камой Гинкасом, о котором много слышал, но на спектаклях которого никогда не бывал. С замечательным пианистом Юрием Розумом, который играл, для нас, для писателей. Послушал оркестр Сергея Стадлера, побывал в Эрмитаже, где ещё раз внимательно посмотрел на своих любимых импрессионистов, на потрясающие работы русских реалистов…Но, расскажу только об одном случае. Несмотря на спад интереса к чтению, особенно у молодёжи, поэт Евгений Евтушенко в  книжном магазине Буквоед, собрал огромное количество слушателей. Я пришёл с  поэтами: Хлебниковым и Кондаковой. Больше всего было молодёжи… сидели на корточках, бешено фотографировали, у Юрченко (актёр и поэт) украли французские документы…  Заслушался!  Для того, чтобы пройти вперёд, пришлось одеть бэйджи, по которым впускали на все события форума. Что ещё можно добавить? Пожалуй, вот что… на форум не попали многие мои коллеги. Думаю, что и люди, достойно приставляющие другие жанры искусства, также не попали на это мировое событие. И не в последнюю очередь потому, что на форуме было полно людей, которые не могут не попасть туда, где выступает президент, где главная тусовка дня, где можно повертеться в нарядах, и себя показать,  и завязать нужные знакомства. И всё-таки, такие события нужны. Необходимы. Что сказать под занавес? Наверное, самую простую банальность: Россия и литература (искусство вообще) – синонимы. Смерть второго неизбежно станет смертью первого.

 

СПРАВКА:

Евгений Михайлович Чигрин (Москва) член Международного ПЕН-клуба, Союза Российских писателей и Союза писателей Москвы. Поэт, эссеист, редактор, автор 4-х книг стихотворений. Последние: «НЕСПЯЩАЯ БУХТА» (изд. «Время», Москва. 2014), «ПОДВОДНЫЙ ШАР» (изд. «У Никитских ворот», Москва. 2015). Публиковался  во многих литературных журналах, в ряде престижных европейских и российских антологий. Стихи переведены на 13 языков мира: английский, испанский, польский, сербский, македонский, чешский, французский, арабский, турецкий, хинди, азербайджанский, украинский, белорусский. Лауреат премии имени Константина Симонова (2012), премии Центрального федерального округа России в области  литературы и искусства» (2012), Международной премии имени Арсения и Андрея Тарковских (2013), Горьковской литературной премии в поэтической номинации (2014), а также Всероссийской литературной премии имени Павла Бажова (2014). Награждён несколькими медалями, в том  числе медалью Николая Гоголя за книгу «Погонич» (на украинском языке: перевод Игоря Павлюка, изд. «ДIA», Киев, 2014), медалью правительства Москвы «За доблестный труд». Является участником многих российских и международных литературных фестивалей и книжных ярмарок: в том числе в Канаде, Польше, Индии, Украине, Армении, Чехии, Сербии, Македонии, России. Принимал участие в Российском литературном собрании (встреча писателей с президентом РФ В.В. Путиным, 2014). Является составителем антологии «Московский Год Поэзии» (Издательская программа Правительства Москвы). В 2015 году в Польше вышла книга стихотворений Евгения Чигрина «POGONIACZ» на польском языке (перевод В. Штокмана, Краков). О творчестве поэта писали Евгений Рейн, Андрей Битов, Олег Хлебников, Данила Давыдов, Михаил Синельников, Павел Басинский, Кирилл Анкудинов, Игорь Белов, Игорь Панин, Станислав Айдинян, Виталий Науменко, Виталий Молчанов, Максим Замшев, Нина Гейдэ, Даниил Чкония, Емельян Марков и др.  Принимал участие во многих радио и телевизионных программах.

 

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>