Четверг , 28 Март 2024
Рекомендуем
Главная » В Оренбуржье » «НА ЧЁРНОЙ РЕЧКЕ РАЗРЯДИТЬ ЛЕПАЖ…»
«НА ЧЁРНОЙ РЕЧКЕ РАЗРЯДИТЬ ЛЕПАЖ…»

«НА ЧЁРНОЙ РЕЧКЕ РАЗРЯДИТЬ ЛЕПАЖ…»

9 января поэты Оренбургского областного литобъединения им.С.Т.Аксакова Оренбургского одноимённого Дома литераторов в память о годовщине гибели Пушкина вызвали на дуэль Дантеса. Встреча с читателями под названием «Пушкинская дуэль» прошла в Доме культуры посёлка 9 Января при полном аншлаге. Как шутит молодёжь в соцсетях, печальный опыт Пушкина показывает, что любому гениальному поэту в первую очередь надо научиться метко стрелять. Но  не будем недооценивать Пушкина: он был очень  метким стрелком, и число его дуэлей до последней-роковой измерялось десятками (об этом ниже!)…

Прологом мероприятия в Доме культуры 9 Января стал мини-спектакль по мотивам пушкинской «Капитанской дочки», поставленный школьниками, занимающихся в театральной студии. Сложные и подчас противоречивые отношения главных персонажей – Маши Мироновой, Петра Гринёва и Емельяна Пугачёва стали центром внимания спектакля.

Актёров на сцене сменили поэты, каждый из которых приравнял своё выступление к вызову на дуэль убийцы Пушкина. Хотя мы прекрасно понимаем сегодня, что «светлое имя Пушкин» даже в день Его памяти вспоминается светло, потому что, перефразируя слова Маяковского, «Пушкин и теперь живее всех живых // Наше знанье, сила и оружье». Как живому, а отнюдь не как покойнику, по всей России в этот день к подножьям памятника Поэту несут букеты живых цветов, а вовсе не погребальные венки! Нестареющий Пушкин доселе вызывает в обществе споры – такие, словно он и не умирал! И в этом отношении пушкинский феномен заслуживает самого пристального внимания не только читателей и писателей, но и социологов.

Оренбургские поэты Елизавета Курдикова, Каламкас Битымова, Валерия Донец, Сергей Седельников и Диана Кан прочитали авторские  стихи пушкинской тематики. А пушкинская  тематика – это всё вокруг, ибо нет темы, которую бы Александр Сергеевич не осветил в своём творчестве. Каламкас Битымова вывела на сцену школьницу Дашу, которая захотела почитать стихи Пушкина. Юная девочка читала пушкинские стихи так личностно и прочувствовано, словно написала их сама!  Затем поэты провели пушкинскую викторину, в ходе которой возникла «приятная накладка». Зал показал себя таким продвинутым знатоком пушкинской биографии и творчества, что привезённых из Дома литераторов множества  призов в итоге всё-таки не хватило. Поскольку из разных концов зала одновременно раздавались правильные ответы, нам ничего другого не оставалось, как награждать эрудитов. Призами школьникам были журналы «Гостиный Двор» (Оренбург), журнал из Нижнего Новгорода с таким пушкинским именем «Арина», журнал из далёкого Калининграда «Берега», самарский литературный  журнал «Русское эхо», коллективные сборники стихов поэтов Оренбурга, Самары, Донецка. Викторину пришлось прекратить досрочно, ибо призы были розданы!

2018_02_09_112018_02_09_102018_02_09_092018_02_09_082018_02_09_072018_02_09_012018_02_09_042018_02_09_052018_02_09_06

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я уже потом пожалела, что не включила в перечень вопросов викторины самый сложный вопрос, на который ответить могут единицы. Возможно и даже наверняка в зале бы нашлись «ответчики»! Видимо, я недооценила литературную продвинутость нашей молодёжи, но, впрочем, рада своей ошибке! Вопрос, на который практически никто не может ответить, звучит так: «Кто из поэтов, современников Пушкина, после его гибели прислал дуэльный вызов Дантесу? Подчеркнём, это был единственный человек, вызвавший Дантеса на дуэль. И это (подсказка!) был поэт!».

 

благодарственное

…Ну и уж коль мероприятие наше носило дуэльный формат, то надо будет всё-таки обратиться к истории пушкиноведения и озвучить весь список дуэлей Пушкина. Наш гений был нрава пылкого ко всему, что так или иначе касалось его чести дворянина. Друзья Пушкина вынуждены были  разруливать дуэльные ситуации, в которые частенько попадал поэт. Но последнюю ситуацию Пушкин не пожалел «спустить на тормозах», и это был Его выбор.

До этой дуэли в послужном списке Солнца русской поэзии было немало других дуэлей, причём порой дуэлей даже с теми, кто считался другом Александра Сергеевича, чья молодая горячая африканская кровь, что говорится, вскипала по  самым разным причинам… Итак:

1816 год. Пушкин вызвал на дуэль родного дядю  Павла Ганнибала. Причина: Павел отбил у молодого 17–летнего Пушкина девушку на балу. Дуэль была отменена.

1817 год. Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга. Причина: сочиненные Кавериным шутливые стихи. Инцидент удалось уладить и дуэль отменить.

1819 год. Пушкиным послан вызов на дуэль поэту Кондратию Рылееву. Причиной вызова стало то, что Рылеев пересказал на светском рауте шутку про Пушкина. Дуэль была отменена.

1819 год. Пушкина вызвал на дуэль его друг Вильгельм Кюхельбекер. Причиной стали шутливые стихи про Кюхельбекера, а именно пассаж:

За ужином объёлся я,

А Яков запер дверь оплошно.

И было мне, мои друзья,

И кюхельбеккерно, и тошно…

В итоге в ходе дуэли Кюхельбеккер в Пушкина  выстрелил, а Пушкин в Кюхельбюеккера стрелять не стал.

1819 год. Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего министерства юстиции. Причина даже отдаёт бытовухой – по пьянке слуха Корфа избил  слугу Пушкина. Инцидент был улажен, и дуэль отменена.

1819 год. Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича. Причина была такая, что Пушкин  вызывающе вел себя в театре, крича на артистов, и  Денисевич сделал ему замечание. Дуэль была  отменена.

1820 год. Пушкин посылает вызов на дуэль Федору  Орлову и Алексею Алексееву, потому что Орлов и Алексеев сделали ему замечание за то, что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд. Дуэль удалось отменить.

1821 год. Пушкин вызвал на дуэль офицера французской службы Дегильи. Причина ссоры так и осталась невыясненной, но дуэль была отменена.

1822 год. Пушкина вызвал на дуэль подполковник Семен Старов в ходе азартной игры в казино.  Стрелялись, но оба промахнулись.

1822 год. Пушкин вызвал на дуэль 65 летнего статского советника Ивана Ланова после ссоры во время праздничного обеда. Дуэль была отменена.

Вы ещё не утомились, дорогие читатели? Ну тогда продолжим:

1822 год. Пушкин вызвал на дуэль молдавского вельможу Тодора Балша, хозяина дома, где он гостил в Молдавии. Пушкин счёл, что ему  недостаточно учтиво ответила на какой-то вопрос супруга Балша. Стрелялись, но (судьба милостива!) оба промахнулись.

1822 год. Пушкин вызывает на дуэль бессарабского помещика, который был  секундантом на дуэли, где Пушкин был так же секундантом. В общем, будучи секундантами, мужчины не договорились о правилах дуэли. К счастью, дуэль была отменена.

1822 год. Пушкин вызывает на дуэль Северина Потоцкого. Причина на сей раз была идеологическая — дискуссия за обеденным столом о крепостном праве. Дуэль друзьям удалось отменить.

1822 год. Пушкина вызвал на дуэль штабс–капитан Рутковский. Причина почти смешная: Пушкин усомнился в словах Рутковского, что бывает град весом в 3 фунта и высмеял собеседника. Дуэль отменена.

1822 год. Пушкина вызвал на дуэль кишиневский  олигарх Инглези, потому что поэт, игнорируя правила приличия, ухаживал за женой Инглези,  цыганкой  Людмилой Шекора. Дуэль отменена.

1823 год. Пушкина вызвал на дуэль прапорщик  Генерального штаба Александр Зубов, потому что Пушкин уличил Зубова в шулерстве во время игры  в карты. Итог дуэли ещё раз свидетельствует о великодушии Поэта: Зубов стрелял в Пушкина (промазал!), а Пушкин от своего ответного выстрела отказался.

1823 год. Пушкин вызвал на дуэль молодого писателя Ивана Руссо. Причиной стала личная неприязнь Пушкина к Руссо, но дуэль, по счастью, удалось отменить.

1826 год. Пушкин вызвал на дуэль Николая Тургенева, одного из руководителей Союза благоденствия, члена Северного общества. Причина творческая: Тургенев ругал стихи поэта, в частности, его эпиграммы (заметим, сколь блистательные, столь же беспощадные). Дуэль отменена.

1827 год. Пушкина вызвал на дуэль артиллерийский офицер Владимир Соломирский. Причиной стала дама офицера по имени София, за которой стал ухаживать Пушкин и которая была готова ответить ему взаимностью, что и выбесило офицера. Дуэль была отменена.

1828 год. Пушкин вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына. Причиной стала дерзкая эпиграмма Пушкина на министра, который устроил Поэту допрос. Ситуацию удалось уладить, а дуэль отменить.

1828 год. Пушкин вызвал на дуэль секретаря французского посольства в Петербурге Лагрене. Причиной стала неизвестная девушка на балу, за которой приударили оба мужчины. Дуэль отменена.

1829 год. Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных дел Хвостова. Хвостов выразил недовольство эпиграммами Пушкина, в частности тем, что Пушкин сравнил его со свиньей. Дуэль отменена.

1836 год. Пушкин вызвал на дуэль князя Николая Репина. Князь был взбешён стихами Пушкина о себе, но дуэль удалось отменить.

1836 год. Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных дел Семена Хлюстина. Тот выразил свое недовольство стихами поэта. Дуэль отменена.

1836 год. Пушкин вызвал на дуэль Владимира Сологуба. Причиной стали нелицеприятные высказывания Сологуба о жене поэта, Наталье Николаевне. Дуэль отменена.

1836 год. Пушкин вызвал на дуэль французского офицера Жоржа Дантеса. Причиной стало грязное  анонимное письмо, где утверждалось, будто жена  Пушкина изменяет ему с Дантесом. Эта дуэль и стала роковой в жизни Поэта…

Ну вроде бы и все известные дуэли Александра Сергеевича. У читателя (подозреваю) возникнет мысль: «Похоже, нашим дворянам было больше нечего делать, как только стреляться на дуэлях!». Но давайте судить людей по условиям их эпохи. Дуэли в то время были не только проклятием дворянства, забирая лучших. Они были и сословной  привилегией дворянства! Вспоминаю слова, которыми в одном произведении о том времени персонаж-дворянин унижает своего оппонента купеческого сословия: «Я же даже оскорбить вас не могу, поскольку вы не обладаете правом вызвать меня на дуэль». Так что дуэльный кодекс и дуэльное право, сколь бы ни запрещал его император, оказалось очень жизнеспособно. О чём мы сегодня можем, конечно, горько сожалеть. Ибо будь иначе, Солнце русской поэзии, возможно, сияло бы на русском горизонте дольше!

Кстати, я бы не стала говорить о эстетике дуэлей,  как о некоем анахронизме. Ведь сегодня поэты часто устраивают поэтические поединки-дуэли. Только вместо пистолетов-лепажей у них – стихи.  И в творчестве поэтов молодого поколения дуэлянтская эстетика жива. В качестве доказательства приведу стихотворение молодой поэтессы Анастасии Устиновой:

Да что ты говоришь? Я обозлилась?

Сдалась? Слилась? Так слушай мой ответ:

Не для того на свет я появилась,

Чтоб слушать лингвистический твой бред.

Анапестами-ямбами владея,

Свой блеф ты выдаёшь за мастер-класс.

Но дольник отличая от хорея,

Ты ничего в итоге не создашь.

Не для того мой путь тяжёл и долог,

Чтобы стяжать дешёвый фимиам.

Ты, как никто способен, друг-филолог,

Завидовать талантливым стихам.

Но не старайся! Ямба от хорея,

Как Пушкин, не желая отличать,

Я сердцем души и лечу, и грею,

И за базар готова отвечать.

Твои  интеллигентские словечки –

Всего лишь эмпирическая блажь.

Небось, слабо тебе на Чёрной речке

Мне прямо в сердце разрядить лепаж.

 

*****

Остаётся пожелать, чтобы пули мирно дремали в стволах Лепажей. А поэты выясняли друг с другом отношения только в творческих поединках.

 

Диана Кан

Фото автора

 

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>