Очередной номер журнала «Гостиный Дворъ» не случайно вышел с портретом С.Т. Аксакова на обложке. В этом году исполняется 230 лет со дня рождения писателя и сказочника земли русской и 30 лет Оренбургскому областному Дому литераторов, носящему его имя.
О первозданной красоте нашей степи, богатстве недр, обилии злаков, знаменитом «Аленьком цветочке», сказке, покорившей целые поколения оренбуржцев, пишет в своём стихотворении, открывающем номер, поэт и руководитель нашего Дома Виталий Молчанов. На четвёртой обложке номера помещена фотография сотрудников, поэтов и писателей, которые часто собирают в Каминном зале всех, кого интересует литературное творчество, кому близки идеалы и цели русской классической литературы. На цветной вклейке – редкие архивные фотографии встреч с известными столичными писателями Владимиром Карповым, Валентином Распутиным, сыном М.А. Шолохова, главным редактором Литературной газеты Максимом Замшевым, поэтом Юрием Кублановским, профессором, переводчиком из Китая Лу Чжоу и других литературных мероприятий, вручение премий молодым поэтам. В Доме литераторов находится и редакция литературно-художественного и общественно-политического журнала «Гостиный Дворъ».
Откроем журнал и увидим фотографию писателя Сергея Фролова, ушедшего из жизни в прошлом году, и его рассказ «Из юности» – словно весточку из давнего времени комсомольских строек, задора молодости, первой любви… Да, «неудержима времени река», – сетует Владимир Изтляев, поэт из оренбургской глубинки, ему вторит Алексей Нехаёв, перечисляя в своём стихотворении всё, что Родиной зовут – степь, тюльпаны, журавли, и сетуя на современную жизнь с её Интернетом: «У меня в друзьях полмира…Есть друзья, а дружбы нет». Подборка стихов Лидии Измалкиной из села Аксаково под Бугурусланом называется «Ветер переписывает жизнь». Лирические откровения поэтессы, соглашусь с ней, это «окно, сквозь которое небо бросает стихи. Подставляйте ладонь…»
Среди молодых авторов номера – Мария Чалкина, набираюший творческий вес прозаик. Её рассказы, представленные в номере, повествуют вроде бы не о главном в жизни – девчоночьей дружбе, нескладном работнике почтового отделения Федюньке, делающем подарки для детского приюта, сердечные излияния старой сосны (да, реальность в её рассказах часто перемешивается с фантастичностью, а то и мистикой), но в итоге получается, что Мария пишет об окружающей жизни, любви и счастье, или горе… Дебютантка номера – Алёна Бубнова в своём рассказе «Самокаты» тоже вроде бы пишет не о серьёзном – покупке самокатов двумя подружками после отмены карантина, а оказалось, у них сбылась мечта детства о свободе…
Стихотворная подборка Полины Пороль «Моление Богородице» – как всплеск чистой воды в роднике духовной лирики глубоко верующего человека. Поэтесса выпустила уже несколько сборников стихов и была лауреатом премии «Чаша бытия» для молодых поэтов журнала «Гостиный Дворъ».
Прозаик Александр Атвиновский переносит читателя в нелёгкие 90-е годы прошлого века, где персонажами являются потерявший работу конструктор НИИ при оборонном заводе и владелец всех супермагов в небольшом городке Вован по кличке Князь. Рассказ «Мандарины» – рождественский, святочный, поэтому элементы некой фантастичности в нём присутствуют, но в то же время хорошо прослеживаются приметы того времени.
«Культуру в массы!» – пародии Сергея Салдаева как всегда точны, смешны, а порой убийственны для стихотворцев всех возрастов – как напоминание о том, что опасно идти «по инстинкту босой, по дуге рефлекторной…»
В «Нашу гостиную» приглашены известные писатели, поэты, литературоведы, критики. Незадолго до своего неожиданного ухода в мир иной наш стародавний друг и автор «Гостиного Двора» Валентин Курбатов прислал свою переписку с писателем Валентином Распутиным. Этот разговор двух маститых литераторов комментирует и дополняет оренбургский писатель Пётр Краснов. Письма написаны в конце 90-х, когда решался вопрос о поездке в деревню Овсянка к В.П. Астафьеву по его приглашению. В то время накопившихся резких идейных, да и литературных разногласий с автором романа «Прокляты и убиты» было уже немало, и встреча эта могла бы превратиться в непримиримый спор, если не скандал, никак не нужный русской патриотической словесности. «Фрагмент этой переписки как раз и освещает суть этих разногласий, вполне злободневных и сейчас», – подчёркивает Пётр Краснов. «Теперь они все трое примирены в одном списке великой русской классики».
Две повести в номере – «Поклон охоте» Александра Нестругина из Воронежской области и «Лёпа, или Семь дней в восьмидесятом» Александра Ломтева из Сарова наверняка заинтересуют читателей журнала. Первая словно относит их к временам С.Т. Аксакова, который «был предан охоте страстно, безумно…» Для нашего автора охота была постижением родины, праздником и… разочарованием, раздумьями и виной смутной…» Короче, повесть эта – словно портрет Охоты, который автор, по своему же мнению, дал слишком крупными мазками…
Вторая – начинается с описания тихого «среднестатистического и среднерусского» городка», затерявшегося в муромских лесах, с Вечным огнём, парой кинотеатров, строем девятиэтажек. Но стоило выйти за город, можно было увидеть два ряда заграждений из колючей проволоки, контрольно-следовую полосу и автоматчика с овчаркой… Закрытый город, где учёные работают над созданием ядерного щита, а у молодёжи свои интересы – Высоцкий, дзюдо, танцы, купание в речке, первая любовь… И вдруг слух о разоблачённой молодёжной подпольной организации «Феникс». Но если кто-то говорит о них как о предателях Родины, то другие как о решившихся выступить за правду – в комсомол и партию, мол, идут одни карьеристы, много несправедливости в обществе. Но в целом жизнь-то интересная, хорошая, – уверен главный герой повествования. Надо только это понимать.
В номере и замечательно написанный рассказ Светланы Василенко из Москвы «Тайный Гамбриус, о том, как снимался по её сценарию фильм «Шамара», и «читабельные» рассказы Дмитрия Воронина из Калининградской области «Выпьем за Родину!», о последних, кстати, написал рецензию Александр Бойников из Твери «А всё-таки будет по-русски!», отметив «мастерское использование речевой характеристики персонажей, драматичность и темперамент сюжетной интриги, гибкость диалогов», которые в данном аспекте сопоставимы с малой прозой В.Шукшина.
Художественно-ироничны и рассказы Яна Бруштейна из Иванова под общим названием «Еврейское счастье» – о детстве в общежитии Пятигорского театра музкомедии, где работал отец, ветеран войны, снайпер и артиллерийский корректировщик, дважды вызывавший огонь на себя, о походах в горы, службе в армии, учёбе в ГИТИСе, встречах с актёром Михаилом Казаковым… По сути, это воспоминания о запомнившихся событиях в жизни автора, написанных сочным и метким языком наблюдательного и талантливого человека.
Поэты номера – Евгений Чигрин (Москва), Марина Саввиных (Крсноярск), Анна Гедымин (Москва), Владимир Спектор (Германия), Светлана Скорик (Украина). Каждый харизматичен, безусловно талантлив. Читайте, завидуйте по-хорошему их лёгкости, образности, философской направленности, оригинальности авторского мировидения.
Мы продолжаем вести рубрику «Мир Юрия Кузнецова», поэта надмирного: «Каждое слово его как звенящая медь, каждое слово сбылось или сбудется впредь…» Вячеслав Лютый, известный литературный критик, ведущий рубрики «Литературная критика» нашего журнала, в своём эссе к 80-летию поэта пишет, что «Кузнецов останется вечным свидетельством поистине безграничных возможностей отечественной литературы в постижении смысла бытия и сокровенной задачи родной земли…»
Появившаяся в нашем журнале рубрика «Новая реальность» отнюдь не случайна. Ковид-19, карантин, одиночество, уход из жизни многих друзей, коллег, родных – трагические приметы нашего времени. Владимир Соколов, фотожурналист, писатель (сейчас это стало понятно), выпустивший уже не одну книгу и достойный принятия в профессиональный союз литераторов, автор всех обложек журнала «Гостиный Дворъ в течение двух десятков лет, представил в номере рассказ о путешествии по Алтаю врача одной из клиник Оренбурга Юлианы Шамшуриной. В прошлом году, отработав в «красной зоне» больницы, она отправилась в отпуск на Алтай, где перенесла на ногах короновирус, не раз попадала в экстремальные ситуации. Публикуя этот материал, мы отдаём дань уважения всем оренбургским врачам, мужественно выполняющим свой профессиональный долг. Фотографии алтайских пейзажей Юлианы и размышления героини о жизни дорогого стоят.
В «Зеркале истории» журнала читатель на сей раз увидит и прочтёт главы из романа-трилогии Павла Хрипко из Челябинска «Капитанский сын». Третий Бург – город ушей, или Оренбург, пугачёвская вольница, детство Ивана Крылова, капитанского сына. Автор прекрасно передаёт быт и устремления оренбургских казаков, стоявших на редутах Яика, городского форштадта, даёт описания оренбургского предместья с атаманской избой, приёма у губернатора, знакомства главного персонажа с учёным, членом-корреспондентом Российской Академии наук Петром Рычковым.
Оренбургский историк, архивист Денис Денисов обратился в своей статье к истории русско-японской войны, участию в ней героев-оренбуржцев. Оказывается, что в 1904–1905-х годах в составе российского флота даже на Дальнем Востоке уже имелись призывники из числа грамотных промышленных рабочих нашего степного края. Редкие архивные фотографии, рассказ о героических сражениях этой войны, мужество и самопожертвование её участников могут составить гордость и славу Оренбуржья.
Заключительная рубрика журнала «Культурный слой» познакомит читателей с новой книгой Петра Краснова «Сердцем и разумом – в Слове», о которой пишет наш «вдумчивый читатель» Татьяна Дегтярёва, а также о вышедшем в свет издании «История литературы Урала», где авторами нескольких статей являются оренбургские литературоведы, в частности, Алла и Виктория Прокофьевы. Интервью с Еленой Созиной, доктором филологических наук из Екатеринбурга, где она рассказывает об этой книге, «обнимающей всего один век – зато какой век!», можно прочитать в нашем журнале.
«Гостиный Дворъ», так уж сложилось, всегда дружил и дружит с Оренбургским театром драмы. Очередной материал – «Путь к искусству в себе» – об одном из заведующих литературной частью театра в середине 80-х Галине Орловой – написала журналист Татьяна Текутьева. А уже нынешний помощник художественного руководителя по литературной части Мария Рябцева выступает с рассказом о старейшей заслуженной артистке театра Зиновии Улановской.
Электронную версию журнала можно прочитать ЗДЕСЬ: http://orenlit56.ru/index.php/component/k2/itemlist/tag/№17