Суббота , 10 Декабрь 2016
Рекомендуем
Главная » В Оренбуржье » Без божества, без вдохновенья?
Без божества, без вдохновенья?

Без божества, без вдохновенья?

О чем нынче пишут молодые прозаики

25 сентября. Наш небольшой уфимский литературный десант пересекает границы города Бугуруслана, что находится в Оренбургской области.
В одноэтажном, тихом, спокойном городке, где машины не ездят больше сорока километров в час, пройдет, как и в прошлом году, Межрегиональный семинар-совещание молодых писателей «Мы выросли в России». Как и прежде, организатор семинара – оренбургское отделение Союза российских писателей и конкретно его председатель поэт Виталий Молчанов.

В составе нашей делегации автор этой статьи, редактор газеты «Истоки» Айдар Хусаинов, молодая уфимская поэтесса Мирослава Бессонова и прозаик Александр Иликаев. Размещаемся в гостинице «Заря». Обедаем в ресторане, немного отдыхаем после дороги, затем гуляем по тихим чистым улочкам, фотографируя местные достопримечательности и таблички типа «Улица Коммунистическая, бывшая Дворянская».
Наконец, подъезжает большой автобус с надписью «Газпром», который привозит оренбургско-орскую делегацию, и мы отправляемся в городскую библиотеку, где и начинается работа семинара.
Участники делятся на две секции: поэзия и проза. Задача семинара – обсудить поэтические и прозаические тексты начинающих авторов, приехавших сюда из Челябинска, Самары, Оренбурга и, конечно, Уфы.
Автор данной статьи принимала участие в работе секции прозы. Естественно, и речь пойдет о современном рассказе, о текстах, представленных на суд жюри молодыми, порой даже совсем юными авторами.
Нынче в состав жюри вошли писатели Арсен Титов (Екатеринбург), Владимир Адмиралов и Петр Краснов (Оренбург), Владимир Сорокин (Крым), Фарит Нагим и Андрей Щербак-Жуков (Москва) и Айдар Хусаинов (Уфа).
Увы, сразу возникла некоторая неловкость. Выяснилось, что многие участники обсуждения не читали произведения молодых авторов. Так что пришлось знакомиться с ними на ходу, а то и просто верить на слово членам жюри. Наверное, в следующий раз надо будет как-то исправить эту недоработку. Мне тоже пришлось читать тексты впопыхах, очень быстро. Хотя они особо и не предполагали глубокого напряжения сознания. Если отбросить вовсе беспомощные рассказы, о которых нечего и сказать, где предметом изложения является прощание с детством, путевые заметки, юношеская рефлексия в виде страничек из дневников, то основной темой, обозначенной молодыми авторами более-менее бойко и грамотно, можно назвать тему социального неблагополучия, некой тупиковости существования человека как такового на земле в целом и в отдельно взятой, нашей стране, в частности. Также довольно явственно обозначена тема утраты ценности человеческой жизни, распада родственных и просто человеческих связей, измельчания человеческой души.
Герои нынешних молодых авторов, в отличие от героев литературы эпохи соцреализма, очень далеки от мыслей о каких-либо трудовых подвигах и свершениях, типа покорения целины или строительства Байкало-Амурской магистрали. Они не мечтают о полетах в космос, о больших спортивных победах. Их стремления и желания гораздо проще и примитивней. Вот, к примеру, герои рассказа Павла Загоринского «Похороны Льва Карповича» – брат и сестра – заживо хоронят отца, который вдруг почувствовал себя плохо и решил взять организацию собственных похорон на себя, чтобы не усложнять жизнь детям. Он уже договорился обо всем с агентом из фирмы по оказанию ритуальных услуг, заказал гроб, костюм, составил список приглашенных на свои поминки, как вдруг почувствовал себя гораздо лучше и умирать раздумал. «Ну уж нет,– сказали дети. – Умер так умер!» Ведь и квартиру отцовскую, и дачу, правда, не без скандала, они уже разделили между собой. И единственный жест гуманности, который позволил себе сын, это просьба к отцу: «Ты уж умри, пожалуйста. Мы ведь не нелюди какие-то, чтобы хоронить тебя заживо!»
Жесть! Так сказали бы нынешние молодые люди, отреагировав на этот сюжет. Но что это на самом деле? Анекдот? Черный юмор? Или еще не вполне умелое отражение современных реалий? Общества тотального потребления и тотальной социальной нищеты – материальной, моральной, духовной? Общества, к которому мы, увы, пришли сегодня.
Жюри достаточно сурово и жестко оценило этот рассказ, указав на недоработки и недостатки. И, наверное, это правильно. Писатель должен не просто обозначить тему, но и прописать ее, сам глубоко прочувствовать, заставить читателя полюбить своего героя, каким бы он ни был.
Однако я буду говорить о тренде, то есть о направлении движения только еще зарождающейся прозы молодых. На этот раз, в отличие от прошлого года, этот тренд хоть как-то обозначился.
Рассмотрим самые яркие образцы. Сергей Гордиевский, молодой автор из Челябинска, привез в Бугуруслан всего один рассказ – «Охота». Замечу, что Сергей – воспитанник Нины Ягодинцевой, ведущей в Челябинске высшие курсы литературного мастерства. И некое понятие о мастерстве чувствовалось даже в единственном этом его рассказе. Все отметили его клиповость, наличие некоего драйва. Но опять же цели и задачи героя рассказа невероятно примитивны и просты. Он мчится куда-то сквозь дождь через весь город на автомобиле, рискуя и подставляясь, чувствуя за спиной какую-то опасность и какого-то невидимого охотника за его жизнью. Куда же он так летит? В конце рассказа выясняется, что молодой начинающий режиссер спешит на некую халтурку, мечтая заработать кучу денег за банкет, на котором он должен быть тамадой. Но, как сейчас говорят, обламывается. Виновники торжества попадают в страшную аварию и погибают. Герой рассказа пролетает мимо этого ДТП, наблюдая, как из искореженного железа достают куски человеческого тела… Но нет в его душе горя и ужаса – лишь мелкая досада о потерянном заработке…
Мелкость и обесценивание человеческой жизни, жизни, лишенной какого-либо смысла, идеалов, божества, вдохновения, – эта тема просматривается и в рассказах, пожалуй, одной из самых ярких работоспособных молодых авторов – Алеси Фокиной из Оренбурга. Бойкое легкое перо, несомненное чувство юмора, богатое воображение. Люди в ее рассказах подобны насекомым. Например, в «Тараканьей свадьбе». Соответственно, интересы и устремления у героини насекомьи. Например, выйти замуж за таракана, живущего за кухонной плитой: там сытно и тепло… А когда этого таракана ничтоже сумняшеся раздавил газетой хозяин квартиры, героиня, не раздумывая, переметнулась к другому жениху: ведь свадьба была в разгаре и «за все уплачено»…
Но наиболее проявленным и уже осознавшим себя писателем из всех обсуждаемых авторов, а их было больше десятка, можно назвать Сергея Васильченко, менеджера по продвижению веб-сайтов из Оренбурга. У него уже вышло две книги. И за вторую – «Кафе «Небеса» Сергей получил премию от местного мецената.
Мнения членов жюри по поводу его рассказа «Жирная инфантильная история» резко разделились. Более молодые представители жюри хвалили автора за то, что он не ставит своего героя на искусственный пьедестал, не боится показывать его таким, какой он есть на самом деле, то есть живым, пусть иногда неудачливым и лоховатым молодым человеком. Представители старшего поколения писателей ругали Васильченко за отсутствие божества и вдохновения в его героях, за отсутствие величия в жизни его героев, за неспособность на поступки, за пассивность, за лень, да и много еще за что…
Герои произведений Васильченко далеко не мачо, не крутяки, не олигархи, словом, вовсе не те, кто поймал Бога за бороду. Это обычный «офисный планктон» или «быдло», как называют подобных типов нынешние более успешные люди. Их мечты не простираются далее «полторушки» пива, хавчика и девушек на одну ночь. Среди них встречаются курьеры, грузчики, хакеры, социально дезадаптированные и живущие в виртуальной реальности молодые люди, боящиеся выйти за порог своей комнаты, потому что окружающий мир страшен и опасен. Это офис-менеджер с пивным животиком, расплывшийся от неподвижного образа жизни и превратившийся в конце концов в вишневый куст, от которого отпал кусок жира. Вроде бы этих героев не за что любить. Но и презирать их не за что. Может быть, они лишь отражение той социальной реальности, дурного «бермудского треугольника», в который мы все попали?
Другой вопрос, что молодой автор просто констатирует эту реальность, не пытаясь найти выход из нее. И потому пока остается на одном и том же уровне, никуда не двигаясь, не изменяясь, как автор, как человек.
И прорывы на новые уровни, пожалуй, главная проблема для молодых и начинающих авторов.
Пытается эту проблему решить и наш молодой уфимский прозаик Александр Иликаев. На семинаре в Бугуруслане Александр представил три своих рассказа. В отличие от текстов Васильченко, рассказы Александра Иликаева не отражают какую-либо социальную реальность. Автора более всего интересует душа его героя, попадающего порой в некие фантастические, выдуманные ситуации. По освоению жизненного материала, реального пространства рассказы Иликаева, может быть, уступают текстам Васильченко: они более романтичны, сочинены, выдуманы. Но по писательскому мастерству они все же более продвинуты. Автор осознает, что писательству надобно учиться, также как и любому другому делу, и осознанно использует приемы мастерства в своем творчестве.
Собственно, ради того, чтобы молодым научиться чему-то друг у друга и у более маститых коллег по цеху, и был затеян семинар-совещание в Бугуруслане.
И, на мой взгляд, цель была достигнута.
Жаль, что у нас в республике пока не происходит ничего подобного. Не такая уж богатая Оренбургская область находит время и средства для молодых писателей и поэтов, «Газпром» дает свой автобус, а вот у нас ничего подобного не наблюдается, увы.

Подготовила Светлана Гафурова

Ссылка на оригинал публикации

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>