Четверг , 27 Июль 2017
Рекомендуем
Главная » В областном центре » «И СПОЛОХИ РЯБИН НАД ГОЛОВОЙ…»
«И СПОЛОХИ РЯБИН НАД ГОЛОВОЙ…»

«И СПОЛОХИ РЯБИН НАД ГОЛОВОЙ…»

В Оренбургском музее изобразительных искусств состоялась презентация новой поэтической книги Павла Рыкова «На пути в Дамаск»

Павла Рыкова можно назвать московским оренбуржцем: родившись в Первопрестольной, он многие десятилетия отдал Оренбургскому краю – как тележурналист, драматург, поэт, прозаик…  Оренбургские коллеги знают Павла Георгиевича, как человека, буквально фонтанирующего идеями, лёгкого на подъём и отзывчивого на каждое приглашение поучаствовать в том или ином литературном мероприятии. И – с завидной регулярностью приглашающего коллег на свои творческие вечера. Как это было на презентации новой его новой книги  стихотворений «На пути в Дамаск», где есть немало стихов библейской тематики. Думается, осмысление божественных заповедей для каждого писателя – вещь фатальная в своей неизбежности. Кто-то приходит к осознанию необходимости осмысления своих отношений с Творцом раньше, кто-то позже, но без этого осмысления писатель не может считать свою творческую биографию состоявшейся. Помнится, даже великодушный и тактичный Александр Блок как-то обмолвился об Анне Ахматовой не очень лицеприятно: «Поэт в своих стихах должен обращаться к Богу, а Анна Андреевна в своём творчестве обращается к мужчине…». Не вдаваясь в априори сложные межличностные писательские взаимоотношения, примем это замечание как повод подумать о том, что каждый пишущий (да что там пишущий – думающий, читающий!) человек не может сделать фигурой умолчания свои отношения с Божественным Абсолютом.  Книга «На пути в Дамаск» — есть результат многих раздумий и поездок Павла  Рыкова на землю обетованную.  Такие книги – повод лишний раз задуматься в суете сует и о своём таинстве общения с Творцом…
Когда Павел Георгиевич  говорил о тех ощущениях, которые скорее следует назвать озарениями, а ещё точнее, как называют это метафизики, «духовный опыт», меня пронзила мысль – а ведь в чистом виде Каина и Авеля не существует. Было б много проще, если бы оба существовали отдельно друг от друга, как две суверенные человеческие единицы. Трагедия человека и  человечества в том, что в каждом из нас есть частица Каина и  есть частица Авеля. И Каино-Авелева метафизика есть  метафизика души человека. Сверхзадача каждого из нас при  жизни сделать так, чтобы лично в нас побольше было Авеля и поменьше Каина.  А сверхзадача писателя – заставить читателя задуматься настолько, чтобы быть честным с самим  собой. Ведь любой из нас, мало-мальски честный по отношению к себе человек, положа руку на сердце, может припомнить неизбежные «каиновские» моменты в своей жизни, порой и имевшие место быть из самых благих побуждений, коими, как известно, вымощена дорога в Ад (благими побуждениями).

2017_04_19_01 2017_04_19_02 2017_04_19_03 2017_04_19_04 2017_04_19_09 2017_04_19_11 2017_04_19_12 2017_04_19_13 2017_04_19_14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Многие из тех, кто побывал в местах, где всё пронизано библейской историей, тоже говорит о совершенно непередаваемом ощущении от непосредственного соприкосновения с этими святынями… В утешение тем, кто, как и я, не может себе позволить поехать в места обетованные хочу вспомнить сама и напомнить вам о наверняка бывших с вами моментах, когда вы ощущали это самое дыхание Небес, и география тут сколь ни важна, столь относительна. Порой дуновение этого дыхание Свыше ты ощущаешь в какой-нибудь захолустной маленькой церквушке, причём, тогда, как вовсе этого не ожидаешь. И можешь не ощутить его в самом что ни на есть кафедральном соборе-соборе. Порой ты ощущаешь это дуновение неземного, когда читаешь прекрасные стихи или слушаешь прекрасную музыку (не обязательно духовную). Видимо, в моменты создания этих шедевров их творцы соединялись незримыми духовными узами с Тем, Кто даёт нам вдохновение с тех пор, как ВДОХНУЛ жизнь в глину, из которой слепил первочеловека…Тут тоже простое и тоже библейское объяснение: дух дышит там, где он хочет.
У каждого поэта своя молитва к Богу. Молитва Павла Рыкова звучит так:

 
Пошли, Господь, тому, кто изнемог,
Не самую крутую из дорог.
Не вскачь, не вскользь с ухаба на ухаб.
Пошли тому, кто на путях ослаб,
Кто растерял и упряжь, и коней,
Пошли в дороге ясный свет над ней.
И у обочин птичий перезвон.
Пошли ночлег и в том ночлеге сон,
И в этом сне надежду на покой,
И сполохи рябин над головой.

 
Думаю, это стихотворение созвучно очень многим русским людям, которые пришли на презентацию Павла Георгиевича – как пришедшим на презентацию поэту Виталию Молчанову, доктору исторических наук Алле Фёдоровой, художнику  Станиславу Бочкарёву, чьи живописные работы библейской тематики украсили книгу. Созвучны всем поклонникам творчества автора и коллегам, собравшимся в зале… Автору предисловия к книге – секретарю Союза писателей Москвы, академику Российской Академии естественных наук Лоле Звонарёвой. И всем тем, кто прочитает книгу, ибо автор подарил её всем присутствующим… «Ясный свет» в дороге, о котором молится и который желает Павел Рыков своим читателям, невольно заставляет вспомнить о том, что СВЕТ – есть одно из имён Логоса-Христа, чьё Воскресение так символично совпало с выходом и презентацией книги «На пути в Дамаск».

Диана Кан

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>