Обзор журнала «Гостиный Дворъ» №1(29) 2024 г.
«Пока в России Пушкин длится…»
Журнал открывается стихотворением Давида Самойлова, в котором есть пронзительные строки:
«Я нас возвысить не хочу,
Мы – послушники ясновидца…
Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу».
Да, ясновидец и поэт, в России, в Оренбуржье длится и это радостно. «Одно из направлений развития культуры Оренбуржья можно смело назвать пушкинским, – пишет в своей статье доктор педагогических наук, лауреат Всероссийской Пушкинской премии «Капитанская дочка» Алла Прокофьева. – И первыми, кто обратился к пушкинской теме, были, конечно, оренбургские поэты». Читателям нашего журнала известны имена Л.Исакова, А.Алдана Семёнова, П.Строкова, М. Клипиницера, И. Елина, А.Возняка, В.Кузнецова и многих других, буквально расписавших по дням многие моменты путешествия Пушкина по нашему краю. – «Хочется верить, – подытоживает автор, что оренбуржцы и впредь будут бережно хранить память о великом поэте Пушкине, но для этого явно необходим литературный музей…»
«Гостиный Дворъ» отметил столетие со дня рождения Юрия Бондарева, писателя-фронтовика, уроженца города Орска, опубликовав отрывки из его интервью, которое стало одним из последних – «Мы мыслили несколько иначе…». Писатель размышляет в нём о войне, о культуре, о деньгах, о смысле жизни и делает вывод: «…не суета сует, не богатство, не власть, а познание самого себя – вот самое главное наше предназначение». И с горечью добавляет – «Но пока мы идём в другую сторону от этого финала…»
Одна из самых острых и блестящих статей в номере – «Бандерлоги» оренбургского журналиста, члена общественного Совета журнала Владимира Соколова. Впервые это слово появилось, как известно, в «Книге джунглей Редьярда Киплинга, где он так обозвал общество шумных обезьян, сильно зависящих от своего короля. А в тридцатые годы прошлого столетия бандерлогами стали называть себя украинские националисты, последователи Степана Бандеры. Автор прослеживает историю детства человечества, начиная от Древней Греции до современности, развитие культуры русской на национальной основе и в то же время разрушение национальных традиций и подрыв православия чужеземцами, иезуитами, поляками-католиками, да и своими же властями. Есть иностранный след и в пугачёвском бунте, турецкий и французский, уверен Соколов. А официальная версия истории во многом сфальсифицирована Ватиканом. Полтора века назад Россия уже проводила специальную военную операцию в Крыму, когда на неё ополчились Англия и Франция. Исторические параллели сегодня налицо: схватка России с объединённой Европой, где яблоком раздора становится тот же Крым. Автор уверен: у нас есть своя духовная миссия – противостоять вселенскому злу, иначе бандерлоги всех мастей, и внешние, и внутренние, очень быстро превратят нашу цивилизацию в скотный двор.
«Гостиный Дворь» начинает публикацию романа Юрия Полуэктова «В логове коронавируса». Это история путешествия оренбургского туриста, уже пенсионера, в Китай, где в то время разворачиваются события трагической эпидемии. Впрочем, читателям, вероятно, будет не менее интересна и история жизни и нечаянной встречи с первой любовью персонажа романа.
Оренбургские поэты Сергей Бурдыгин, Татьяна Мухаметшина, Елена Лапаева, Лидия Левина представляют в номере свои стихи, краевед Светлана Сорокина рассказывает об истории села Тугустемир, поэт, литературовед Валерий Кузнецов вспоминает о своих встречах с Николаем Рубцовым, а Алексей Нихаёв обратился к судьбе югославского партизана в России Младена Марковича, участника войсковых учений с применением ядерного оружия в Оренбургской области. Собственно, очерк и был подготовлен к 70-летию этих учений под названием «Снежок» на Тоцком полигоне…
Большой раздел журнала «Наша гостиная» как всегда отдан авторам иногородним. Это поэт Ивен Нечипорук из Горловки (Донбасс), который с болью пишет о своей земле, «Хиросимой выцветшей»: «Нынче смерть накроет Соледар, завтра разгуляется в Бахмуте», но душой не унывая, автор «торит тропку через гать. И спешит судьба кривая, кесарево отдавая, Богу Богово воздать»…
«Предынфарктное слово – блокада» – подборка стихов друга нашего журнала, члена общественного Совета «Гостиного Двора», поэта из Ленинградской области Владимира Шемшученко. Он посвятил её 80-летию полного снятия блокады Ленинграда. «Я здесь не жил в блокаду – после войны рождён. Мне – ничего не надо. Павшим – земной поклон» – пишет он. Жаль только, что «Ожили сатанисты – Пятой колонне – салют! На Украине фашисты кровушку русскую пьют». И обещает: «Не опущусь до злобы, бранных слов не скажу. Ненависть – высшей пробы – сыну в сердце вложу».
Интересны и поучительны как всегда рассказы известного прозаика из Москвы, лауреата Патриаршей литературной премии Владимира Крупина – «Пророк», «Балалайка», «Молитва матери», «Бочка» и др. Писатель, литературный критик, лауреат нескольких литературных премий, Роман Сенчин из Екатеринбурга прислал нам рассказ «Закорючки». Сюжет несложен – охранника торгового центра попросили побыть понятым на обыске, мало того, поставить подпись на пустом протоколе, он и поставил. А теперь совесть замучила, в полусне закорючки ставит и ставит…
«Полёт» – маленький лирический рассказ Елены Счастливцевой из Санкт-Петербурга о воронёнке, напугавшем молодую отдыхающую на берегу пару (он сам напугался больше них, вывалившийся из гнезда и кричавший так громко, что не слышал смеха за своей спиной). Воронёнок вырос, но конец его жизни оказался печален.
«Чудовище» – это один из рассказов Людмилы Лысовой из Белоруссии, полвека проработавшей учителем русского языка и литературы. Жизненные перипетии её персонажей достоверны и потому близки читателям.
В номере «Гостиного Двора» – начало публикации лагерных очерков писателя Владимира Смирнова из Москвы, пережившего обвинение в сфабрикованном от начала до конца уголовном деле, незаконный арест, долгую борьбу за правду и своё освобождение. «Одному Богу известно, – пишет автор, как мучительно идти на поводу у Памяти, когда прошлое, наоборот, хочется забыть, как страшный сон…»
Журнал представляет творчество двух талантливых поэтесс из Подмосковья и Санкт-Петербурга – Полины Орынянской и Стефании Даниловой. Лирическое кредо первой: «Дай, Господи, весь этот мир любить и мне, подобно живности лесной». Вторая, не раз бывавшая в Оренбурге (Огоньбурге, как она его называет), утверждает, что он дал ей крылья. «Пусть победа врагу не снится, в русском небе летит ЯР-Птица, оживляя в пороховницах спящий порох…», пишет Стефания, «дорожающие билеты, некрологи патронной лентой в соцсетях. И свои две лепты каждый вносит в любви казну…»
Рубрика «Оренбургская диаспора» всегда привлекает внимание читателей – ведь здесь печатаются те оренбуржцы, которые покинули свою родину, но не перестали ее любить.
Екатерина Курдакова из Казахстана в своей маленькой повести «Однажды крещенской ночью…» рассказывает о своей внучке Верочке, о её детстве, встрече с первой любовью (неудачной), о её желании искупаться крещенской ночью в проруби, самом купании с такой любовью, что просто позавидовать можно этой юной семнадцатилетней девушке.
Вячеслав Лютый, ведущий нашей рубрики «Литературная критика», рассматривает как сквозь увеличительное стекло в своём эссе произведения современной литературы, как она соотносится с действительностью. Либеральная часть нынешней российской прозы погружена в пристальное рассматривание частной жизни благополучных в социальном отношении граждан, – пишет автор, в прозе, которая касается исторических страниц нашего государства, практически отсутствует объективный взгляд на минувшее, в современной беллетристике «непременно должно присутствовать описание убийства или сладкого соития, кошмарная тайна или энергичный мордобой». Всё это, по мнению автора, «загодя можно вывести из пространства художественного произведения как такового».
Последние страницы номера и цветные вклейки отданы искусствоведу, заведующей экспозицией Оренбургского областного музея изобразительных искусств Татьяне Орловой. Она пишет о главном художнике Оренбургского драматического театра им. М.Горького, лауреате Государственной премии, Народном художнике Тане Еникееве, на счету которого более 200 поставленных спектаклей, а он продолжает удивлять и радовать зрителей, остаётся современным, востребованным, идущим в ногу со временем…