О январском «Стихоборье» так убедительно оповещалось по радио и в теленовостях, что некоторые сочинители приехали в библиотеку имени Крупской из отдалённых концов города — в ущерб своему традиционному распорядку дня. Как выяснилось впоследствии, не напрасно.
В турнире впервые приняла участие Галина Ткаченко, после долгого перерыва вновь появилась Людмила Лаврентьева, а также привлёк к себе внимание импозантный, чуть загадочный человек из преподавательской среды, выступавший под псевдонимом Лалана. Во втором туре он представил объёмный и цепляющий текст об уравнивающей силе войны, тщательно продуманный и артистично преподнесённый, за что был удостоен спецприза.
Сергей Салдаев, Антон Горынин и Елена Тарасенко, образующие судейское трио, признали победительницей дебютантку Виолетту Гузееву, пишущую весьма добротно, без раздражающих огрехов, и принёсшую с собой фотоиллюстрации к собственным стихам. Жюри и публика смогли увидеть, как выглядела та самая женщина-лейтенант, которая по сюжету переодевалась в Деда Мороза на давнем, ещё 1940-х годов, новогоднем торжестве.
Первым сюрпризом оказался тот факт, что увенчанный лаврами полусотни престижных премий Виталий Молчанов внезапно «ушёл в народ», покинув кресло члена жюри и присоединившись к зрителям. Вторым — то, что он прочёл два произведения из новейшего цикла, посвящённого Китаю. Автор замечательно показал, до чего необычен менталитет этой державы, сплавленный из причудливых древнейших легенд, сдержанного конфуцианства и размашистых, до боли знакомых привычек социализма.
Третьей неожиданностью стал исполненный чёрного юмора опус Василия Петренко о смерти и супружеской привязанности, настолько грустный и забавный одновременно, что ещё одна поощрительная премия досталась именно ему. Приз зрительских симпатий на сей раз ушёл к опытному Александру Марфину, чей имидж много испытавшего, напряжённого в мыслях и чувствах, искреннего и нервного лирического героя вызвал сильный эмоциональный отклик у аудитории.
В финале вечера Сергей Салдаев преподал всем присутствующим урок критического отношения к текстам, зачитав три своих по-хорошему безжалостных пародии на поэтов разной степени известности. Будь ты хоть звезда канала «Культура» и завсегдатай литературных диспутов, изволь смотреть здраво и придирчиво на то, что выходит из-под твоего пера. Зоркий пародист вовсе не балагур-развлекатель, а, напротив, «борец за идею»: он пробуждает в незадачливых виршеплётах если не совесть, так хотя бы стыд, за что ему отдельное спасибо.
Фото Ольги Гончаровой