И не только Вивальди, но и Шуберта, Шопена прошёл 1 февраля литературно-музыкальный вечер в библиотеке им.Некрасова, проведённый поэтами аксаковского литобъединения. Поэзия и музыка родные сёстры, не зря же Бетховен говорил, что «композитор – тоже поэт»! А поэты считают, что в высших своих неизрекаемых словами смыслах и проявлениях поэзия стремится стать музыкой. И вот под музыку Вивальди, под вьюгу за окном звучали стихи, а публика угадывала, какой поэт с каким временем года и с каким месяцем себя в данный момент отождествляет – по выбранным им стихотворениям, по его имиджу… Во время подготовки к мероприятию выяснилась интересная филологическая особенность – времена года практически все, за исключением лета, носят женские имена – зима, осень, весна… А вот месяцы сплошь и рядом имеют мужские имена. На том и порешили, что поэтессы будут персонифицировать времена года, а поэты – имена месяцев. Заранее никто не знал, кто кем будет, кто какое время года и какой месяц выберет. Так что сюрприз-викторина – кто есть кто – была не только для публики, но и для поэтов-участников тоже! У нас получилось две зимы (Надежда Остроухова и Олеся Куземцева), две осени – Диана Кан и Юлия Капустина. Два августа (Юрий Полуэктов и Александр Исимовский), два апреля – Михаил Пахомов и Владислав Тарасов. Ну а завершила действо весна-красна – Ирина Любенкова. Несмотря на то, что некоторым месяцам и временам года не очень повезло, их не выбрали, но даже вроде выбранные несколькими авторами – времена года и месяцы были всё равно разными, какими и бывают в природе, и какими получились на вечере в зависимости от ракурса обзора избравшего их поэта. Юлия Капустина предпочла золотую рдяную осень, а я самую любимую осень Пушкина.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго: любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной…
Это признание Пушкина в любви поздней осени, давшее мне, поздней осени, право стать ведущей вечера. И пока Вивальди сменял Шопен, пока менялись поэты у микрофона, читая стихи под музыку, пока публика угадывала – кто какое время года символизирует (почти всё было угадано!), мероприятие пролетело на одном дыхании…
Оно стало поводом вспомнить великого Антонио Вивальди и его непростую судьбу, в которой несчастья парадоксальным образом помогали Вивальди стать тем великим композитором, которым вправе гордиться Италия. Родился будущий композитор в1678 году в Венецианской республике, в семье цирюльника, родился раньше срока на два месяца и был очень слабым, у него была врождённая астма, вследствие чего это не дало ему возможность полностью посвятить себя религии, став церковнослужителем, хотя он с детства общался со священниками: его отец играл на скрипке в капелле и маленький Антонио с детства частенько подменял отца в капелле.
Впоследствии, повзрослев, Вивальди был руководителем консерватории, ответственным за всю музыкальную деятельность, но не забывал и о композиторской работе. В 1717 году Вивальди становится придворным капельмейстером губернатора города Мантуя. Именно там под впечатлением от окрестностей этого городка и родился знаменитый цикл скрипичных концертов, известный в России как «Времена года» (правильное название «Четыре времени года»). Одним из ценителей музыки Вивальди был Жан-Жак Руссо. Среди почитателей его таланта был и император Карл VI, и Вивальди задумал переехать в Вену и занять место композитора при императорском дворе. Для того чтобы собрать денег на путешествие, ему пришлось распродать свои рукописи по грошовой цене… Умер Вивальди почти нищим и был похоронен на кладбище для бедняков. Музыкальное наследие Вивальди было забыто почти на 200 лет: только в 20-х гг. 20 века были обнаружены уникальные манускрипты композитора, в своё время распроданные им за копейки. Вивальди автор более 90 опер, однако только 40 имеют полностью доказанное авторство. Но его цикл Времена года, в авторстве которого сомнений нет, стал визитной карточкой композитора, продолжая звучать по всему миру и стяжать аплодисменты публики.
Диана Кан, фото Юрия Полуэктова, Александра Исимовского, Надежды Остроуховой, Ирины Любенковой