Ещё две встречи со школьниками в предпоследнюю неделю до Нового года в разных концах города прошли с участием поэтессы Дианы Кан. Первая встреча с учащимися 2, 3. 4 классов прошла в формате литературных семинаров в семейной школе «Сфера» на улице Саморядова. Диана Кан и Александр Исимовский предложили ребятам попытаться совместно написать стихотворение, посвящённое Новому году. Семинары в каждом классе превратились в интерактивную игру, причём, написанное каждым классом стихотворение разительно отличалось от написанных другими классами. Тем и интересно творчество! Очень интересен оказался социальный сравнительный срез, который поэты попутно провели, общаясь с ребятами. Несмотря на совсем небольшую разницу в возрасте дети очень отличаются друг от друга, что очень наглядно проявляется в неформальной обстановке частной школы, ориентированной не только на получение знаний, но и на развитие индивидуальности в каждом ребёнке. Это дети поколения, чьи молодые родители создали семьи в период так называемого детоцентризма, когда дети стали едва ли не приоритетом семьи. Это так называемые «осознанные» родители поколения середины 90-ых годов с их уважением к личным границам человека, будь даже он маленький ребёнок. Я бы сказала, что дети осознанных родителей, помимо внутренней раскованности и понимания, что образование едва ли не главное условие будущей успешности, при этом склонны более пребывать во внутреннем мире своих размышлений, и это огромная разница с детьми, к примеру, моего поколения, когда мы более были нацелены на коллективное время препровождения и физическую активность. Я бы назвала нынешних младшеклассников более интровертами, хотя при этом у них нет никакой зажатости по отношению к миру. Это чувствовалось, когда они активно предлагали различные рифмы, охотно шли к доске, чтобы написать придуманную ими строчку стихотворения, дети умные и оригинального мышления, вот только жаль, что интерес к гари-потерианству у них едва ли не равен знанию исконных русских сказок. А если и знают эти сказки, то вовсе не в детском их варианте, а в том взрослом-часто трагическом, в каком более пристало изучать русский фольклор специалистам-филологам. Поразило, как 7-летняя девочка обстоятельно рассказала сказку Снегурочка вовсе не в том лирико-романтическом варианте, какой более был бы созвучен детскому возрасту. А именно в варианте трагическом, древнем, где описывается скорее обряд зимнего жертвоприношения древнерусской дохристианской культуры. Это скорее из курса филологического вуза, чем для детства, видимо, родители из поколения осознанных всё-таки относятся к своим детям, как к маленьким взрослым-интеллектуалам, а детство всё-таки тем и ценно, что детству необходима не суровая наука, но наивная вера в чудо. И кстати, мы у каждого почти класса с Александром Исимовским спрашивали – верят ли дети в Деде Мороза? Увы-увы… Впрочем, нынешнее время прагматики таково для только для детей! Наши семинары, все такие разные, оказались очень интересной практикой, надеюсь, заинтересованные подбором рифм и строчек ребята не остановятся на одном стихотворении, по итогам одного из семинаров мы услышали в коридоре, как мальчики уже читают только что написанное совместным мозговым штурмом стихотворение о новом годе и подарках от деда Мороза в формате рэпа. Ну что ж, таков наш век, когда даже Дед Мороз может оказаться рэпером.
Вторая встреча «Урок с писателем» состоялась 18 декабря в школе № 21 в посёлке Кушкули. Её провела Диана Кан, это был 4 класс, с которым мы поговорили о том, для чего детям надо учить иностранные языки , поговорили про историю отечественных войн – 1812 года и Великой Отечественной войны, про наиболее героические страницы, списанные в историю Отечества нашими славными предками-победителями.
Диана Кан