Суббота , 10 Декабрь 2016
Рекомендуем
Главная » В России » В ЦЕНТРЕ МАТУШКИ ЗЕМЛИ… Слово друга.
В ЦЕНТРЕ МАТУШКИ ЗЕМЛИ…  Слово друга.

В ЦЕНТРЕ МАТУШКИ ЗЕМЛИ… Слово друга.

Детский писатель Валерий Николаевич ЛЕВАНОВСКИЙ всю сознательную жизнь прожил в глубинном небольшом городке России в Бугуруслане Оренбургской области — вдалеке от просвещённых и часто давящих на граждан провинции своим величием столиц. Во всём. Бывает, иной заезжий в наши края столичный дворник такие пузыри профессиональной значимости надувает, что нашим пред ним шапку ломать требуется. Да ложь и грех это. Как и в случаях с мастерами художественного слова. Для примера сравним суть и форму выбранных мной почти наугад коротеньких потешек  двух авторов.

 

ГРИБ И ДЕД АРХИП

 

Под горою вырос гриб,

Гриб увидел дед Архип.

Стал тянуть его из мха,

Только силушка плоха.

Обессилел дед Архип.

Ты поможешь вырвать гриб?

 

ВСТРЕЧА

 

Сказала бабушка: «В лесу,

Возможно, встретите лису…

А меня с сестричкой

Там встретили лисички.

 

Для «спортивного» интереса не поленимся, и проанализируем форму и содержание обоих.

И то и другое стихотворение – о грибах, об ироническом восприятии «тихой охоты» со стороны пожилых людей. В обоих стихотворениях великолепная игра слов и звуков: «гриб – Архип», «в лесу – лиса – лисичка». Оба познавательны и поучительны: призывают помогать старшим, прислушиваться к опыту старших.

Теперь сообщаю: про деда Архипа стишок взят мной из старинного русского народного творчества, то есть, неизвестного автора или авторов. Вторая игрословица бугурусланца Валерия Левановского. Забегая вперёд, с великой симпатией скажу, что всё творчество Валерия Николаевича опирается на добрые национальные традиции.  И когда мы суетливо ищем свою отечественную идею, разве не видно, что она в этих традициях культуры, искусства, накопленных в России многими тысячелетиями. Только надо бережно и любимо обратиться к нашей истории, к нашему искусству в ней. И развивать эти ценнейшие накопления нашим народом.

Невозможно назвать места, где создавался, доводился до изящества народного склада «Дед Архип», а «Встречу» создал человек, живущий в провинции.

Кстати, у Левановского и на счёт провинции есть замечательное стихотворение.

 

Центр, центр… Где тот центр?

В центре матушки Земли?

Или сам я – парень с центнер?

Тоже ведь не ай-лю-ли.

(2-ой том).

 

И тут же заметим: как лёгок и весел слог и как глубока мысль поэта о месте человека на матушке Земле. В подтверждение древнего мудрого речения, что не место красит человека, а человек – место.

Те же идеи заложены во всех его взрослых стихах, прозе и публицистике! И с такой же «детскостью», с открытым светлым сердцем. Это особенно заметно в его сугубо духовных сочинений, счастливо открывающих 2-ой том. Но даже, казалось бы, в «дежурных» стихах дневникового плана, даже касающихся текущей политики в стране Валерий Николаевич весьма талантливо, с присущей всему его творчеству самоиронией отражает Божеские идеи испытаний и страданий человеческих. Скажем, как только не насмехались над этим руководителем страны в своё время после его «низложения», а поэт нашёл слова сочувствия вослед!

 

И что же в результате?

А в результате то:

Разбитое корыто,

Изба, вязанка дров…

Да здравствует Никита

Сергеевич Хрущёв!

(2-ой том).

 

А сколько любви в его очерках о родном крае! Третий том начинается с рассказа об этом — «Кинельская чаша» И первые слова в нём: «Малые города… Алмазная россыпь прекрасных селений золотой нашей матушки России…».   Какой в этом сыновний детский сыновний восторг!  К месту напомнить, чтоБольшой Кинель – речка, истекающая из Оренбуржья и вливающаяся в Волгу. Волга же, если верить Чехову, впадает в Каспийское море… И сколько занятной мудрости в замечании, что небольшой Большой Кинель пополняет воды великой Волги, а она обогащает могучее Каспийское море – так и души, дела, поступки людей самых малых мест составляют судьбу великого моря-народа…      

И когда, как бы извиняясь, делаю оговорку, что писатель Левановский жил только на одном месте, подчеркиваю: он и здесь мыслил широко, чувствовал себя творцом всероссийского, не побоюсь преувеличить, всего мира. И дело не только в том, что объездил многие города и веси, не только в массовости его изданий в Советском Союзе, в России и за рубежом.  Его книги в общей сложности имели многомиллионные тиражи и читались детьми и их родителями с упоением! Да и добавим сюда песни на его стихи, сочинённые известными композиторами, записанные на грампластинках и электронных носителях и распеваемые во всех уголках страны. Дело в том, что сила России – в духовности! А она – во всём творческом наследии гражданина России-матушки Левановского!

 

* * *

… На недавней встрече со школьниками, увлечёнными литературным творчеством, кто-то из ребят оценил: де, мои стихи «ещё советские», а сегодня – другое время и мало кого они заинтересуют и тронут. Мол, на дворе космическое время Всемирной паутины, смартфонов и айфонов и других чудес техники глобального движения и общения.

Пришлось напоминать древнейшую историю человечества с самого его первобытного существования. Жили люди в холодных и мрачных пещерах.  Основной и почти единственной целью была забота добыть и приготовить пищу. Добывали её мужчины охотой на мамонтов. Женщины готовили мясо на костре. Ещё была забота: растили детей. Ни уюта, ни тепла, постоянный недостаток пищи – не всегда же добытчикам её сопутствовала удача… Дикость нравов.

Но в это же время некоторые охотники-дикари, возвратившись после жестокой «работы», острыми каменьями на стенах пещер выцарапывали не только палочки счёта своей добычи, но и выводили на стенах подобие фигур животных, птиц и…  лиц любимых женщин и детей… Они доныне сохранились в виду крепости материала для искусства художников-дикарей!

Да, другие были времена – жесточе и погодные, и бытовые условия, другая почти животная культура общения, в основном с помощью жестов, мимики и гримас, а вместо слов – возгласы и рыки… Но уже тогда в людях было такое, что сохранилось в человеке до сегодняшнего дня. Да, душа, способная чувствовать и мыслить о красоте и уродстве! Да, представление о добре и зле! О любви и ненависти…

То же сохранялось и развивалось во все времена, в любом политическом устройстве мест и сообществ, где жили и сегодня живут люди… При любом самом совершенном развитии науки и техники.

Давно замечено, не техника, не политические и бытовые условия сближают и роднят людей, озлобляют и вызывают вражду между ними.  Только душа, дарованная Богом, способна на чувства, а наука и воспитание, окружающие обстоятельства (техника общения – тоже, в том числе Интернет и «умные телефоны») лишь способствуют передаче мыслей, добрых и лихих.

Все эти электронные кладовые сегодня завалены огромным  завалом  ума и эмоций – стихами и рассказами, разговорами и картинками. В них те же добро и зло, в них любовь и ненависть. Те самые первичные чувства, дарованные Богом для испытания перед искушениями и соблазнами.  Пожалуй, и само изобретение такого совершенного способа общения – испытание человечества путём выбора в нём добра и зла. В конце концов, благо ли это изобретение?! Вообще. И для каждого ли из живущих.

Дети, испокон века до поры не способные отличать разницы между добром и злом, в этом чуде прогресса особенно подвергаются сокрушительным атакам зла, и роль старшего поколения уберечь их от этого. И пусть печатная книга, как бы устаревающее средство познания мира, она пока в большей мере хранитель добрых чувств и мыслей. Потому что регулируется отбором умудрённых определённым опытом учения и жизни людей.

Представляемые три тома внимательным образом выбранных (избранных) из большого всего творческого багажа произведений как раз и есть такая попытка представить самые лучшие, на взгляд составителей и издателей, сочинения писателя из Бугуруслана Оренбургской области Валерия Николаевича ЛЕВАНОВСКОГО.

Осмелюсь назвать его своим близким по духу товарищем и коллегой (меня тоже считают детским поэтом) на протяжении четырёх десятков лет. Потому что не только тесно общались в Бугуруслане, когда там довелось работать собственным корреспондентом областной газеты «Южный Урал», но и после моего переезда в другие места жительства, до последнего его дня переписывались, созванивались и встречались.

Мы много говорили о детской литературе, о творчестве, об искусстве. И, конечно, на тему, обозначенную мной в начале статьи: как на творчество художника вообще и, мастера художественного слова, в частности, влияют внешние атрибуты нашего бытия.

* * *

… На минутку отойду от общих наблюдений за историей человечества и за душой человеческой и коротко сообщу об истории автора сборников.

Валерий Николаевич Левановский родился 10 мая 1947 года в селе Марьинка Донецкой области. Отец – рабочий шахты, мать учительница. В 1955 году семья переехала в Оренбуржье по призыву освоения целинных земель, а затем обосновалась в Бугуруслане. Валерий Николаевич закончил педагогическое училище, где в последние годы, к слову, преподавал педагогику; затем овладел науку Оренбургского педагогического института. Перебрал много смежных специальностей – был журналистом, директором школы и театра. Член Союза писателей СССР с 1962 года – одну из рекомендаций в Союз ему давала незабвенная Агния Барто. Вверну для благодарности вослед ему и своей гордости: он уже меня рекомендовал в писательский Союз.

В последние годы писатель занимался организацией всевозможных творческих объединений, работающих в сфере распространения истинно национального искусства, литературы. Это и руководство благотворительным фондом «Аленький цветочек» и создание либретто мюзикла по одноимённой сказке писателя-земляка С. Т. Аксакова, который был поставлен на сцене родного театра.

Примечательно, что в отличие от некоторой части нынешней молодёжи, обладающей куда меньшим дарованием, Валерий Николаевич отличался интеллигентностью и скромностью. По крайней мере, рукописи трёх книг, в том числе – замечательной публицистики, тонкой иронии рассказы о встречах с именитыми личностями страны, а также сказка, подготовлены им были к печати незадолго до кончины. Увы! К сожалению, торкаясь в разные государственные инстанции, он не получил реально обнадёживающей поддержки для издания.

Не менее четырёх десятков лет Левановский постоянно и охотно печатался в куйбышевском детском журнале «Светлячок». Валерий Николаевич близок самарскому жителю не только потому, что в разное время Бугуруслан оказывался в пределах территории земли Самарской, но более всего потому, что его творчество отражало дух и мысль Среднего Поволжья и всей Руси Великой.

Однажды под редакцией Марины Данковой (ныне – Переясловой) в Куйбышеве (ныне – Самаре) был издан его сборник «Какого цвета кот?» (причём, выпускался одновременно с моей книгой для детей у того же редактора). Помнится, тогда, показывая его книжицу, Марина мне говорила: «Вот, смотрите, эти стихи и для вас должны стать высокой планкой искусства для детей, до которой должен тянуться каждый детский  писатель». И это так.

Обозначая несколькими фразами, назову самые характерные свойства его творчества вообще, для детей – в особенности. Глубинный и яркий от народности образный строй речи. Ясность мысли. Лаконичное, часто – в четыре строки, опосредованное, ненавязчивое, но убедительное поучение вековой мудрости человеческого жития.

Да, вы и сами, взрослые читатели для детей, и сам дети, вольно и невольно ощутите это, последуете чувствам и мыслям доброй памяти замечательного писателя Валерия Левановского.

Следует оговориться, что для этих изданий выбрана всего лишь маленькая часть творческого наследия литератора. Выбрано по Богу данному вкусу составителей, старательно и уважительно!

Бог вам в помощь!

 

Александр СТЕПАНОВ,

член Союза российских писателей,

лауреат премии Союза журналистов СССР (1976 г.),

заслуженный работник культуры России.

Оренбург.

 

 

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>