Суббота , 10 Декабрь 2016
Рекомендуем
Главная » В Доме литераторов » От «Трудолюбивой пчелы» до «Гостиного Двора» (В Оренбургском Доме литераторов состоялась презентация нового 54-го номера альманаха «Гостиный Двор»)
От «Трудолюбивой пчелы» до «Гостиного Двора» (В Оренбургском Доме литераторов состоялась презентация нового 54-го номера альманаха «Гостиный Двор»)

От «Трудолюбивой пчелы» до «Гостиного Двора» (В Оренбургском Доме литераторов состоялась презентация нового 54-го номера альманаха «Гостиный Двор»)

Очередная презентация нового 54-го номера оренбургского альманаха «Гостиный Двор», который по формату скорее должен был причислен к  журналам, есть неплохой повод поразмышлять об  истории литературных журналов в России вообще и в Оренбуржье в частности.

Время рождения журналов в России стало эпохой перехода от салонных методов литературной деятельности к публичным. То есть ознаменовало собой тот факт, что литература стала в России не просто досуговым занятием аристократии, но рычагом влияния на умы современников и инструментом формирования общественного мнения. Существовавшие до этого многочисленные литературные кружки и салоны, объединявшие, в основном, дворянскую молодежь, позволяли литературному процессу оперировать лишь  рукописным распространением произведений. Выпускникам  Московского университета, Сухопутного  шляхетского корпуса и других этого показалось настолько недостаточно, что они затеяли, как сказали бы сегодня, амбициозный пилотный проект – издание  журнала «Трудолюбивая пчела», который стал едва  ли не первым  ежемесячным российским журналом. И издавался немалым по тем временам (да и по нынешним!)  тиражом — 1200 экземпляров. Конечно, этот тираж несравним с тиражами книг и журналов  советского времени, когда наша страна обрела статус самой читающей страны в мире. Но тем не менее… «Трудолюбивая пчела» не был сугубо литературным журналом, но с чётким приоритетом на литературную составляющую. Название подразумевало, что читатель должен, как пчела, трудиться и собирать, подобно нектару, всё полезное и поучительное, что найдет в издании. Отличался журнал, что опять-таки концептуально не расходилось с его названием, и  критической направленностью в адрес тогдашней элиты, критиковал  придворную знать, обличал казнокрадство, взяточничество,  любовь к излишней роскоши. Тоже тема, увы и ах, не теряющая своей актуальности в масс-медиа и поныне… Политическая позиция «Трудолюбивой пчелы» была не лишена оппозиционности. Журнал выражал симпатии не столько правящей императрице Елизавете Петровне, но находившейся в «тихой опале» великой княгине  Екатерине, будущей императнице Екатерине Великой. Которая, к слову, была не только заядлой книгочейкой, но принадлежала к числу литературоцентричных и очень успешных в плане госстроительства правителей России. Екатерина Алексеевна и сама, что говорится, «баловалась литературой», в т.ч. на страницах «Трудолюбивой пчелы»…

Издателем «Трудолюбивой пчелы» был известный поэт Сумароков, протестовавший против крепостного права («Продавать людей, как скотину, не дОлжно…»), много и пламенно писавший об уважении к личности не в ущерб интересам государства. Многие   утверждения Сумарокова и поныне звучат более, чем  актуально. Ну кто из нас поспорит с тем, что  «…честь  наша не в титулах состоит, тот сиятельный, кто  сердцем и разумом сияет, тот превосходительный, который других людей достоинством превосходит, и тот боярин, который болеет об отечестве..»? Журнал радел о судьбе русского театра, обсуждал проблемы  литературы, болел за судьбу России. Собственно, всем этим уважающие себя и Отечество литературные журналы занимаются и поныне, осмыслением и преображением жизни  посредством литературы…
«Праздное время, в пользу употребленное» — ещё один  журнал, издававшийся группой преподавателей Сухопутного шляхетского (дворянского) корпуса в Петербурге тиражом поменее «Трудолюбимой пчелы» — 600 экземпляров. Главная тематика публикаций «Праздного времени…» была морально- нравственная, правда, поданная в избыточно  назидательном ключе, за что издание прослыло чрезмерно поучительным и скучным. Главной своей задачей редакция позиционировала защиту   добродетели и осуждение пороков. Стоит упомянуть в именнике локомотивов журнального процесса России и журнал «Невинное упражнение», выходивший под покровительством легендарной просветительницы России — княгини Екатерины Романовны Дашковой. Его издателем был известный поэт Богданович, воспитанник поэта Хераскова. Главная задача журнала была в публиковании произведений, которые приносили бы пользу читателям. По сути, всё та же задача, что была, остаётся и, хочется верить, пребудет главной в журнальном направлении – сеять разумное, доброе, вечное…

dsc_0308 dsc_0324 dsc_0351
dsc_0434 dsc_0413 dsc_0364

 

 

 

 

 

 

 

…Оренбургский край тоже не был белым пятном на литературной карте России того времени. Достаточно вспомнить журнал «Провинциальное чтение» и «Шипы и розы», не говоря уж о многих оренбургских журналах того времени, в т.ч. юмористических-сатирических, с   весьма порой необычными названиями – «Саранча», «Пыль», «Крапива»…И это далеко не все литературные журналы России того времени, поскольку  литературно-журнальная жизнь России закипев на старте, не перестаёт бурлить поныне несмотря на наступление интернет-пространства и периодически раздающиеся в связи с этим  «похоронные» речи о том, что бумажные издания, дескать, изжили себя…

dsc_0314 dsc_0337 dsc_0342 dsc_0349 dsc_0433 dsc_0367

 

 

 

 

 

 

 

 

На смену литературным журналам периода СССР с их  миллионными тиражами и  читательским охватом, образно говоря, «шестой части земного шара»  пришло нынешнее время, когда каждый уважающий себя регион России считает своим долгом иметь  литературное издание, призванное быть некой «визиткой» региона в плане литературном и  исторически=имиджевом. В некоторых субъектах  Федерации таких  «визиток» даже не одна!.. Навскидку   назову лишь те журналы, которые знакомы мне не понаслышке, ибо в их редакционных советах я имею честь  состоять – «Дон» (Ростов-на-Дону), «Подъём» (Воронеж), «Арина» (Нижний Новгород), «Волга-21 век» (Саратов), «Аргамак-Татарстан» (Казань-Набережные Челны), «Парус» (Москва), «Новый Енисейский литератор» (Красноярск) и так далее… При всём моём уважении к столичным журналам, где напечататься и поныне вопрос престижа для писателя, надо признать, что региональные журналы, которые, по  факту привлечения талантливых авторов отовсюду, являются  всероссийскими, системно и более детально  освещают глубинную Россию.

Одним из форпостов качественной литературы  России является оренбургский альманах-журнал «Гостиный двор», вот уже многие годы возглавляемый известной поэтессой Натальей Кожевниковой. Могу лишь повторить то, что сказала на презентации нового 54-го номера «Гостиного Двора», что уже сам факт публикации того или иного текста на страницах этого издания уже является сертификатом качества этого текста, ибо творческий ценз альманаха весьма высок, и нет надобности его снижать: желающих напечататься в «Гостином Дворе» из писателей Оренбуржья и России, мягко говоря, хватает. Приток талантливых рукописей из других регионов неустанно растёт. И это хорошо в том плане, что поневоле заставляет авторов издания, в т.ч. оренбургских по прописке, держать уровень… Если автор может сказать: «Да я в «Гостином дворе» публиковался!», значит, это уже много лестно говорит об авторе.

dsc_0358 dsc_0397 dsc_0422

 

 

 

 

Прошедшая в Каминном зале Оренбургского Дома литераторов презентация нового номера «Гостиного Двора» собрала зал студентов Оренбургского колледжа сервиса во главе со преподавателем русского языка и литературы  Ольгой Владимировной Полянской. И это не считая авторов и представителей «читательского сословия». Выступали авторы, напечатанные в этом номере, в т.ч. «публикаторы-дебютанты» — молодые поэты и юная поросль Оренбургского областного литобъединения им.С.Т.Аксакова: Ирина Лаврина, Елена Кубаевская, Ксения и Катя Мотыженковы. Последние стяжали   аплодисменты не только стихами собственного сочинения, но и своими декламаторскими талантами, проявленными в чтении стихотворений Натальи Кожевниковой и  Константина Бальмонта… Выступавшие известные  оренбургские писатели  Павел Рыков, Сергей Бурдыгин,  Сергей Хомутов и Елена Тарасенко не только читали свои стихи, но каждый представил свой взгляд на современные задачи литературы… Краевед Светлана Емельяновна Сорокина пролила свет на очень интересную тему – кто был прототипом Петруши Гринёва в повести Пушкина «Капитанская дочка», назвав фамилию старинного  дворянского оренбургского рода Тимашевых. Собственно,  54-ый выпуск альманаха, посвящён 180-летнему юбилею  создания  повести «Капитанская дочка», это гениальной «оренбургской странице» творчества Пушкина.  Историк, профессор Оренбургского государственного педуниверситета Галина  Павловна Матвиевская в новом номере выступает со статьёй про Оренбургский караван-сарай, архитектурный и культурный памятник, очень знаковый для региона.  Известный оренбургский архивист, консультант комитета по делам архивов Оренбургской области Татьяна Судоргина представлена в номере материалом о развитии  кинематографа в Оренбурге… Все они выступили на презентации со словами благодарности альманаху, собирающему на своих страницах интересных и талантливых званых гостей со всех градов и волостей России, ближнего и дальнего Зарубежья.  Очень украсили презентацию вокалисты Оренбургского института искусств им.Растроповичей под руководством профессора Геннадия Соколова. А также  заслуженный артист России, ведущий актёр Оренбургского театра драмы и, между прочим, один из авторов альманаха  «Гостиный Двор» Александр Иванович Папыкин. Он порадовал собравшихся  прекрасным драматическим чтением опубликованных в  презентуемом номере альманаха стихов одного из ведущих современных русских поэтов, питерца Владимира Шемшученко… Ну а закольцевать этот материал я позволю себе возвращением к «Трудолюбимой пчеле». Как не  уподобить главного редактора «Гостиного Двора», поэтессу  Наталью Кожевникову этой самой неутомимой пчёлке, которая старательно, выпуск за выпуском, заботливо и рачительно собирает на  огромных просторах России, ближнего и дальнего Зарубежья художественный, интеллектуальный и духовный нектар, которым питаются умы и души современников.

 

Диана Кан, член редколлегии журнала «Гостиный Двор»

Фото Владимира Баклыкова

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>