Суббота , 10 Декабрь 2016
Рекомендуем
Главная » В областном центре » Занятие самое занимательное. Обзор 54-го номера альманаха «Гостиный двор» от члена СПР Надежды Чвановой (Сызрань, Самарская область)
Занятие самое занимательное. Обзор 54-го номера альманаха «Гостиный двор» от члена СПР Надежды Чвановой (Сызрань, Самарская область)

Занятие самое занимательное. Обзор 54-го номера альманаха «Гостиный двор» от члена СПР Надежды Чвановой (Сызрань, Самарская область)

Уже само название альманаха «Гостиный Двор» радушно предлагает нам войти в его прекрасный и столь разнообразный мир. И мы, влекомые галантным предложением, входим и открываем интеллектуально-духовное пространство, над которым царственно парит стихотворение Николая Гумилёва «Слово». Насколько верно, правдиво, красиво, свежо и актуально оно звучит, словно и не написано много десятилетий назад! Поэтическое слово…Какие замечательные поэтические подборки стихов собраны в альманахе! Прекрасный подарок — стихотворения одного из любимых мною поэтов современности Владимира Шемшученко – настоящие откровения души, где органично слияние чувственности, мысли.

 

«Когда идёшь по краю ледника –

По грани, по излому тьмы

и света,

И видишь, как рождается река,

Решись на шаг и сделайся

поэтом.

 

И – в дребезги! И вот она – бери!

Она живёт в цветке

рододендрона,

Она – артериальный ритм крови,

Она вне человечьего закона.

 

Она растёт из сердца валуна

Под первыми весенними лучами,

Она нежна, как первая луна,

Из-за неё моря не спят ночами.

Возьми – она прожжёт тебе

ладонь

И обернётся шумом водопада.

Она тебя ужалит – только

тронь!

И ты умрёшь, но умирать не

надо.

 

Ты сможешь, ты сумеешь –

делай шаг,

Один короткий шаг… Какая

мука!

И заново научишься дышать

И чувствовать губами привкус

звука.»

Каждое стихотворение Владимира хочется читать и перечитывать, буквально смаковать, наслаждаясь глубиной лёгкого слога, чувственностью, правдивостью, которыми дышат его строки!

Одно из моих поэтических открытий в альманахе — стихи Ивана Купреянова. Легкие, ироничные, с лирической грустинкой.

…«Любовь пробуждается – значит,

и я не закончен.

Смотри на меня.

Говори про меня.

Говори,

о чём ты захочешь.

Пожалуйста, жалуйся маме

на то, что по-твоему,

как-то я слишком влюблён.

В губах тяжелеющих,

в тёплой волне между нами –

закон мироздания,

первого вдоха закон.

Жестокий закон угасания

и возрожденья,

колючее правило

первых весенних цветов.

Колючий венок

на меня ты, конечно, наденешь.

И к этому я, ну конечно, родная,

готов»…

Другое открытие — по-настоящему сердечные стихи Любови Сердечной. Тонкие и трепетные, они подкупают одухотворённостью и гармоничным слогом!

« Я пою не по нотам –

По каплям росы,

По звенящей капели,

По бою часов,

По скрипящим воротам,

По треску сосны,

По пастушьей свирели,

По брызгам цветов.

Я живу не по нормам –

По залпам грозы,

По ревущей метели,

По гулу ветров,

По распахнутым шторам,

Кипенью весны,

По рождественской ели,

Молитве без слов.»

Поэзию волжанина-нижегородца Бориса Селезнёва знаю и люблю давно. Но снова рада была прикоснуться к эмоциональной яркости и духовной проникновенности его стихов, так замечательно сочетающихся в них!

Вот и всё. И эти листья

сброшены.

И уж строчки просятся в мой

стих:

Все уйдут – плохие и

хорошие,

Жалко и хороших, и плохих.

Но в пространствах тихих мира

спящего,

Хоть и всё давно предрешено,

Жалко мне сиянья уходящего,

Что в твоих глазах отражено…

На удивление тронули и взволновали стихи ранее неизвестного мне автора — Галины Талановой! Подборка поразила до ощущения «мурашек». А это, как говорят, подтверждение истинности, искренности сказанного поэтом.

Уже не вздрогну,

Вдруг услышав

Звонок, тревожащий в ночи.

И трубка тяжело не дышит.

В столе хранятся все ключи,

Что рук тепло не сохранили. –

Возьму же в руки – зазвенят

О днях,

Где все живые были, -

И сердце упадёт до пят;

О днях, где вспугнуты все речи,

Как стая галок на избе.

Уж не обнимут в ночь за плечи,

Боль не возьмут, прижав к себе.

И в кофту мамы, что впитала

Тот запах ландышей в лесу,

Где хоть казалось, света мало,

Но и сейчас в душе несу,

Оденусь –

И тепло вернётся

Из дней, что сплавили ручьи.

И ключ в руке, как сердце, бьётся.

И белый снег парит в ночи.»

Не смогла выделить какой-либо отрывок из этого стихотворения. Оно, пронзительное, просилось быть процитированным целиком.

Ещё одним приятным открытием для меня стали стихотворения Николая Борского, моего земляка. Сколько в них проникновенной грусти, замешанной на любви к родным просторам, ко всему земному, сколько прекрасного, всеобъемлющего света и русского нашего простора:

« Скитание ветра в кустах

у обочин,

Округи ранимый, распахнутый

вид…

Октябрь завершается – вздоха

короче,

Который на вздох под ключицей

болит.

 

Болят перелески, ручей

терпеливый,

Поля и безоблачный свод

голубой,

Где воздух – разрывчатым

луком над нивой:

Заденешь рукою – звенит

тетивой,..

Хочется особо отметить колоритные своей полнокровностью и глубиной дыхания переводы Марины Саввиных стихотворений современных осетинских поэтов Сергея Хугаева и Музафера Дзасохова. Подобно горным осетинским рекам, строки чисты, прозрачны, звонки… Хрустальный словесный родник – стихи Миясат Муслимовой. И другие, другие…

Весомо и внушительно звучит слово прозы, представленной в альманахе. В исторический роман Владислава Бахревского «Перовские» окунаешься буквально с головой. Эпохальные события 1811 года, превосходно выписанные автором образы всех героев романа во главе с императором Александром I и главнокомандующим Кутузовым. Многие детали повествования открывают новые факты отечественной истории.

Сергей Бурдыгин в повести «Не мёрзни под кустом» проводит читателя по больничным помещениям, знакомит от лица охранника-сторожа больницы Кораблёва с её пациентами, обслуживающим персоналом, другими персонажами с такими разными характерами, судьбами, восприятиями жизни. И проявляется общая картина нашего, далеко не идеального, современного общества, потому что невольно (видимо, так и задумано автором) проецируешь события больницы с непростой нашей жизнью и непростых отношений между людьми, что видно даже на примере главной сюжетной линии повести — взаимоотношениях главного персонажа Кораблёва с любимой женщиной. Повесть печатается с продолжением, и признаюсь, что этого продолжения хочется дождаться поскорее.

Глубокое впечатление производят повесть Алексея Шорохова.

«Младенца Георгия…» и рассказ Екатерины Наговицыной «Встреча на обочине» — повествование о правдивой жестокой военной правде, которая не перестает, впрочем, быть правдой даже в условиях мирного времени. Отдельно хочу отметить очень трогательный рассказ молодого прозаика Екатерины Ермолаевой «Цибуль». Это настоящая проза, про которую никак не скажешь – женская. Сочный язык, колоритные персонажи и всё те же пушкинские заветы о том, что писатель обязан пробуждать чувства добрые и милость к падшим…

Приятное узнавание литературного Оренбуржья возникает при знакомстве с другими разделами альманаха. Оренбуржье, судя по всему, живёт насыщенной литературной жизнью. Повествование Дианы Кан о прошедшем в Оренбургской области Международном фестивале содружества национальных литератур «Красная гора» рассказывает не только о самом фестивале, но и о тех новых формах популяризации литературы, которые были задействованы на фестивале. Например, замечательная акция «Стихи на асфальте», вовлекшая большое количество молодёжи областной столицы. Думаю, такую акцию могут позаимствовать и другие регионы России!

Давно уже замечено, сколь важно для литературных организаций, если город, область связаны с именами выдающихся писателей. Классика является неким базовым фундаментом литературного процесса. И чем глубже этот «фундамент», тем больше ответственность писателей-современников за сохранение этого великого наследия. Оренбуржью повезло на классиков, там знаковыми титульными именами являются имена Пушкина, Даля, Аксакова, Державина… В исследовании « Оренбургский прототип Петра Гринёва» Светлана Сорокина, говоря о повести «Капитанская дочка» восклицает: «« Как много «оренбургского» в лучшем художественном произведении, вышедшем из-под пера гения!»». И я, шаг за шагом следуя за повествованием, отрадно убедилась в этом. Также пушкинской составляющей проникнута основанная на письмах Пушкина эпистолярная повесть Веры Крутилиной «С Пушкиным по дорогам Пугачёва». Благодаря статье Вадима Бакулина и Фарита Надршина «Капитанская дочка на Красной горе» я заочно побывала в историко-литературном музее «Капитанская дочка». Прошла по его залам, полюбовалась интереснейшими экспонатами. Как же замечательно, что у оренбуржцев есть такой прекрасный музей! Не менее замечательно наличие в Оренбуржье дома-музея Аксакова, о котором рассказывает на страницах альманаха Валерий Кузнецов в главе из публицистической повести «Аксаковские хроники». Нельзя остаться равнодушной к повествованию, где размышления о знаменитом писателе-славаянофиле являются лишь отправной точкой размышлений о современности. Туристические маршруты на Аксаковским местам – литературная изюминка альманаха «Гостиный Двор» и Оренбургской области.

В завершение хочется от души поблагодарить главного редактора альманаха «Гостиный двор» Наталью Кожевникову и его редакционный совет за прекрасный номер, не просто отмечающий юбилей создания повести «Капитанская дочка», но именно — проникнутый пушкинским духом в преломлении к современности. Поблагодарить за то, что альманах позволяет нам, памятуя Пушкина, «следовать мыслям умных людей», ведь по определению Александра Сергеевича, это – занятие самое занимательное.

 

Надежда Чванова, член Союза писателей России, дипломант Международного творческого конкурса «Рождественская звезда 2012», финалист Межрегионального поэтического конкурса «Светись, светись, далёкая звезда…», посвящённого 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, победитель городского конкурса «Женщина года 2014» в номинации «Журналистика и литературное творчество» в городе Сызрань.

 

г.Сызрань Самарская область

 

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>