Уже само название альманаха «Гостиный Двор» радушно предлагает нам войти в его прекрасный и столь разнообразный мир. И мы, влекомые галантным предложением, входим и открываем интеллектуально-духовное пространство, над которым царственно парит стихотворение Николая Гумилёва «Слово». Насколько верно, правдиво, красиво, свежо и актуально оно звучит, словно и не написано много десятилетий назад! Поэтическое слово…Какие замечательные поэтические подборки стихов собраны в альманахе! Прекрасный подарок — стихотворения одного из любимых мною поэтов современности Владимира Шемшученко – настоящие откровения души, где органично слияние чувственности, мысли.
«Когда идёшь по краю ледника –
По грани, по излому тьмы
и света,
И видишь, как рождается река,
Решись на шаг и сделайся
поэтом.
И – в дребезги! И вот она – бери!
Она живёт в цветке
рододендрона,
Она – артериальный ритм крови,
Она вне человечьего закона.
Она растёт из сердца валуна
Под первыми весенними лучами,
Она нежна, как первая луна,
Из-за неё моря не спят ночами.
Возьми – она прожжёт тебе
ладонь
И обернётся шумом водопада.
Она тебя ужалит – только
тронь!
И ты умрёшь, но умирать не
надо.
Ты сможешь, ты сумеешь –
делай шаг,
Один короткий шаг… Какая
мука!
И заново научишься дышать
И чувствовать губами привкус
звука.»
Каждое стихотворение Владимира хочется читать и перечитывать, буквально смаковать, наслаждаясь глубиной лёгкого слога, чувственностью, правдивостью, которыми дышат его строки!
Одно из моих поэтических открытий в альманахе — стихи Ивана Купреянова. Легкие, ироничные, с лирической грустинкой.
…«Любовь пробуждается – значит,
и я не закончен.
Смотри на меня.
Говори про меня.
Говори,
о чём ты захочешь.
Пожалуйста, жалуйся маме
на то, что по-твоему,
как-то я слишком влюблён.
В губах тяжелеющих,
в тёплой волне между нами –
закон мироздания,
первого вдоха закон.
Жестокий закон угасания
и возрожденья,
колючее правило
первых весенних цветов.
Колючий венок
на меня ты, конечно, наденешь.
И к этому я, ну конечно, родная,
готов»…
Другое открытие — по-настоящему сердечные стихи Любови Сердечной. Тонкие и трепетные, они подкупают одухотворённостью и гармоничным слогом!
« Я пою не по нотам –
По каплям росы,
По звенящей капели,
По бою часов,
По скрипящим воротам,
По треску сосны,
По пастушьей свирели,
По брызгам цветов.
Я живу не по нормам –
По залпам грозы,
По ревущей метели,
По гулу ветров,
По распахнутым шторам,
Кипенью весны,
По рождественской ели,
Молитве без слов.»
Поэзию волжанина-нижегородца Бориса Селезнёва знаю и люблю давно. Но снова рада была прикоснуться к эмоциональной яркости и духовной проникновенности его стихов, так замечательно сочетающихся в них!
Вот и всё. И эти листья
сброшены.
И уж строчки просятся в мой
стих:
Все уйдут – плохие и
хорошие,
Жалко и хороших, и плохих.
Но в пространствах тихих мира
спящего,
Хоть и всё давно предрешено,
Жалко мне сиянья уходящего,
Что в твоих глазах отражено…
На удивление тронули и взволновали стихи ранее неизвестного мне автора — Галины Талановой! Подборка поразила до ощущения «мурашек». А это, как говорят, подтверждение истинности, искренности сказанного поэтом.
Уже не вздрогну,
Вдруг услышав
Звонок, тревожащий в ночи.
И трубка тяжело не дышит.
В столе хранятся все ключи,
Что рук тепло не сохранили. –
Возьму же в руки – зазвенят
О днях,
Где все живые были, -
И сердце упадёт до пят;
О днях, где вспугнуты все речи,
Как стая галок на избе.
Уж не обнимут в ночь за плечи,
Боль не возьмут, прижав к себе.
И в кофту мамы, что впитала
Тот запах ландышей в лесу,
Где хоть казалось, света мало,
Но и сейчас в душе несу,
Оденусь –
И тепло вернётся
Из дней, что сплавили ручьи.
И ключ в руке, как сердце, бьётся.
И белый снег парит в ночи.»
Не смогла выделить какой-либо отрывок из этого стихотворения. Оно, пронзительное, просилось быть процитированным целиком.
Ещё одним приятным открытием для меня стали стихотворения Николая Борского, моего земляка. Сколько в них проникновенной грусти, замешанной на любви к родным просторам, ко всему земному, сколько прекрасного, всеобъемлющего света и русского нашего простора:
« Скитание ветра в кустах
у обочин,
Округи ранимый, распахнутый
вид…
Октябрь завершается – вздоха
короче,
Который на вздох под ключицей
болит.
Болят перелески, ручей
терпеливый,
Поля и безоблачный свод
голубой,
Где воздух – разрывчатым
луком над нивой:
Заденешь рукою – звенит
тетивой,..
Хочется особо отметить колоритные своей полнокровностью и глубиной дыхания переводы Марины Саввиных стихотворений современных осетинских поэтов Сергея Хугаева и Музафера Дзасохова. Подобно горным осетинским рекам, строки чисты, прозрачны, звонки… Хрустальный словесный родник – стихи Миясат Муслимовой. И другие, другие…
Весомо и внушительно звучит слово прозы, представленной в альманахе. В исторический роман Владислава Бахревского «Перовские» окунаешься буквально с головой. Эпохальные события 1811 года, превосходно выписанные автором образы всех героев романа во главе с императором Александром I и главнокомандующим Кутузовым. Многие детали повествования открывают новые факты отечественной истории.
Сергей Бурдыгин в повести «Не мёрзни под кустом» проводит читателя по больничным помещениям, знакомит от лица охранника-сторожа больницы Кораблёва с её пациентами, обслуживающим персоналом, другими персонажами с такими разными характерами, судьбами, восприятиями жизни. И проявляется общая картина нашего, далеко не идеального, современного общества, потому что невольно (видимо, так и задумано автором) проецируешь события больницы с непростой нашей жизнью и непростых отношений между людьми, что видно даже на примере главной сюжетной линии повести — взаимоотношениях главного персонажа Кораблёва с любимой женщиной. Повесть печатается с продолжением, и признаюсь, что этого продолжения хочется дождаться поскорее.
Глубокое впечатление производят повесть Алексея Шорохова.
«Младенца Георгия…» и рассказ Екатерины Наговицыной «Встреча на обочине» — повествование о правдивой жестокой военной правде, которая не перестает, впрочем, быть правдой даже в условиях мирного времени. Отдельно хочу отметить очень трогательный рассказ молодого прозаика Екатерины Ермолаевой «Цибуль». Это настоящая проза, про которую никак не скажешь – женская. Сочный язык, колоритные персонажи и всё те же пушкинские заветы о том, что писатель обязан пробуждать чувства добрые и милость к падшим…
Приятное узнавание литературного Оренбуржья возникает при знакомстве с другими разделами альманаха. Оренбуржье, судя по всему, живёт насыщенной литературной жизнью. Повествование Дианы Кан о прошедшем в Оренбургской области Международном фестивале содружества национальных литератур «Красная гора» рассказывает не только о самом фестивале, но и о тех новых формах популяризации литературы, которые были задействованы на фестивале. Например, замечательная акция «Стихи на асфальте», вовлекшая большое количество молодёжи областной столицы. Думаю, такую акцию могут позаимствовать и другие регионы России!
Давно уже замечено, сколь важно для литературных организаций, если город, область связаны с именами выдающихся писателей. Классика является неким базовым фундаментом литературного процесса. И чем глубже этот «фундамент», тем больше ответственность писателей-современников за сохранение этого великого наследия. Оренбуржью повезло на классиков, там знаковыми титульными именами являются имена Пушкина, Даля, Аксакова, Державина… В исследовании « Оренбургский прототип Петра Гринёва» Светлана Сорокина, говоря о повести «Капитанская дочка» восклицает: «« Как много «оренбургского» в лучшем художественном произведении, вышедшем из-под пера гения!»». И я, шаг за шагом следуя за повествованием, отрадно убедилась в этом. Также пушкинской составляющей проникнута основанная на письмах Пушкина эпистолярная повесть Веры Крутилиной «С Пушкиным по дорогам Пугачёва». Благодаря статье Вадима Бакулина и Фарита Надршина «Капитанская дочка на Красной горе» я заочно побывала в историко-литературном музее «Капитанская дочка». Прошла по его залам, полюбовалась интереснейшими экспонатами. Как же замечательно, что у оренбуржцев есть такой прекрасный музей! Не менее замечательно наличие в Оренбуржье дома-музея Аксакова, о котором рассказывает на страницах альманаха Валерий Кузнецов в главе из публицистической повести «Аксаковские хроники». Нельзя остаться равнодушной к повествованию, где размышления о знаменитом писателе-славаянофиле являются лишь отправной точкой размышлений о современности. Туристические маршруты на Аксаковским местам – литературная изюминка альманаха «Гостиный Двор» и Оренбургской области.
В завершение хочется от души поблагодарить главного редактора альманаха «Гостиный двор» Наталью Кожевникову и его редакционный совет за прекрасный номер, не просто отмечающий юбилей создания повести «Капитанская дочка», но именно — проникнутый пушкинским духом в преломлении к современности. Поблагодарить за то, что альманах позволяет нам, памятуя Пушкина, «следовать мыслям умных людей», ведь по определению Александра Сергеевича, это – занятие самое занимательное.
Надежда Чванова, член Союза писателей России, дипломант Международного творческого конкурса «Рождественская звезда 2012», финалист Межрегионального поэтического конкурса «Светись, светись, далёкая звезда…», посвящённого 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, победитель городского конкурса «Женщина года 2014» в номинации «Журналистика и литературное творчество» в городе Сызрань.
г.Сызрань Самарская область