…можно было наблюдать 14 мая в каминном зале Оренбургского Дома литераторов, когда встреча с мастером художественной вышивки лентами Татьяной Салтыковой плавно перешла в мастер-класс. И каждый, кто пришёл на встречу, смог приобщиться к поистине королевскому искусству.
Дело в том, что вышивка лентами ведёт свою «генеалогию» от французских королей. Французский король Людовик – XIV стал идейным вдохновителем этого вида прикладного искусства, призывая всех своих придворных одеваться красиво и с выдумкой. При его дворе буквально все предметы туалета (от панталон до обуви) стало принято украшать лентами, попутно расшивая жемчугом и драгоценными камнями. А вот следующий французский монарх, Людовик XV показал свою любовь к вышивке лентами уже на практике – взял в руки иглу, ленты, пяльцы и своими монаршими пальцами создал такие шедевры, что прослыл в веках отменным франтом! Людовик XV не только сам щеголял в вышитых собственноручно камзолах, но и любил дарить придворным свои шедевры. Понятно, что позже королевская мода захлестнула все слои французского населения. И Франция долго удерживала пальму первенства в этом виде прикладного искусства.
В этот период в моду вошли объемные платья с летящими силуэтами, со складками и множеством ленточек. Знатные дамы украшали свои платья лентами, нашивали на корсажи множество роз и других объемных цветов, также использовали хрусталики и жемчужины. Появились даже специальные ателье вышивки лентами, создававшие поистине произведения искусства, ныне украшающие музеи мира. Причём расшитые лентами наряды носили и женщины, и мужчины.
Однако постепенно инициативу французов подхватили новозеландские и британские мастерицы. И стали лучшими рукодельницами в то время. В XIX веке королева Виктория именно им поручала украшать свои наряды. В британской колонии Австралии этот вид рукоделия распространился, как пожар, ещё и потому, что на нити существовал налог, а на ленты налога не было налога.
В России вышивка лентами имеет тоже давнюю историю. Ведь ещё в дохристианские времена вышивка считалась магическим оберегом от всякой нечистой силы, присутствуя на подоле, рукавах, вороте…В ходе встречи с Татьяной Салтыковой некоторые поэтессы вспомнили, что Оренбург в доперестроечное время, благодаря легендарной вышивальщице Маликовой, был одним из центром вышивального искусства. Но с начала лихих-девяностых, когда в страну хлынул поток дешевого китайского ширпотреба, вышивка утратила актуальность. Утратила, чтобы в наши дни переживать свой ренессанс, чем яркое доказательство – работы мастера Татьяны Салтыковой! Итогом мастер-класса стали несколько вышитых участниками мастер-класса цветов, определить которые – роза это или гербера, правда, пока сложновато по причине того, что вышивали многие впервые. Но даже в таком «авангардном» виде атласные цветы всё равно прекрасны! Ну а мне вышивка напоминает поэзию, если вспомнить Анну Ахматову: «Когда б вы знали, из какого сора // растут стихи не ведая стыда. // Как этот одуванчик у забора, // Как лопухи и лебеда…». Атласные ленты, конечно, никак не назовёшь «сором», но мысль о том, что шедевры поэзии, как и шедевры прикладного искусства, можно создать из обыденных вещей, мне не даёт покоя. Кстати, в вышивке лентами одуванчик вовсе не так прост в исполнении и требует более ювелирного мастерства от вышивальщицы.
Текст Дианы Кан, фото Владимира Баклыкова Юрия Полуэктова